Строительство, ремонт, коммуникации, интерьер

 Федеральному закону 359-ФЗ «стукнуло» три года. Не пора ли загонять его на ТО и диагностику?!

Сегодня, 14 ноября, исполняется ровно 3 года с той даты, как Государственная Дума РФ одобрила в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Спустя 10 дней после этого события, подписанный Президентом России Владимиром Путиным законопроект получил порядковый номер 359 и обрёл силу федерального закона. Об этой важной дате в жизни всего профессионального сообщества вспомнил наш добровольный уральский эксперт, которому мы и передаём слово.

***

Три года в масштабах саморегулирования срок немалый. Созданный как инструмент борьбы с недобросовестными СРО, 359-ФЗ действительно помог очистить отрасль от полсотни недобросовестных или проблемных строительных СРО. И одновременно в условиях действия этого федерального закона 15 некоммерческих организаций были внесены в Государственный реестр СРО.
Казалось бы, механизм, прописанный в 359-ФЗ, работает эффективно. Но это только на первый взгляд. И в новых условиях, в период реформирования отрасли, некорректные и размытые формулировки 372-ФЗ, на которых построен весь механизм получения и утраты статуса СРО, а также защита, в том числе и финансовых интересов членов СРО, перестают работать, как должно. Как минимум это приводит к увеличению числа коррупциогенных факторов в деятельности субъектов этого федерального закона.

Но обо всём по порядку. В первую очередь, по сей день не решена проблема добросовестных членов СРО, которые в случае исключения сведений о своей СРО из Госреестра вынуждены повторно (а не редкость, что и трижды-четырежды) оплачивать взнос в компенсационный фонд. Говорить в этом случае о том, что ныне действующий и предусмотренный 359-ФЗ механизм работает – это чистой воды ханжество. Мало того, что исключаются из реестра СРО, как правило, утратившие средства компенсационного фонда, так даже и те крохи, которые от них поступают в НОСТРОЙ, получить бывшим членам не представляется возможным. И в результате активной политики по исключению СРО из Госреестра десятки тысяч компаний уже потеряли многие сотни миллионов, если не миллиарды рублей. Учитывая же то, что нет оснований предполагать, что в ближайшее время зачистка СРО закончится, под угрозой исключения и потери ранее внесённых взносов ещё 30.000 – 40.000 строительных компаний. Учитывая массовый характер проблемы, оснований утверждать, что страдают лишь недобросовестные строительные компании, – нет никаких.

Вторым важным недочётом, выявившимся уже в процессе применения 359-ФЗ, является наметившаяся несогласованность действий Национальных объединений и Ростехнадзора в вопросах включения и исключения сведений из Госреестра. В течении всего последнего года Ростехнадзор в доброй половине случаев имел отличное от того же НОСТРОЙ мнение по вопросу включения новых НКО в Государственный реестр саморегулируемых организаций.

Наметилось противостояние и в вопросах исключения из Госреестра. Ярким примером служит последнее ноябрьское заседание Совета НОСТРОЙ, когда Ростехнадзор под предлогом запланированной проверки фактически не дал членам коллегиального органа утвердить заключения в отношении СРО «Стройрегион-Развитие» и СРО «ОборонСтрой».

Хотя говорить о том, что такое положение дел наметилось только сейчас, не приходится. Тюменская СРО «Союз строителей», заключение НОСТРОЙ о возможности исключения сведений о которой было утверждено ещё в сентябре, по сию пору, спустя без малого два месяца, всё ещё находится в реестре. Очевидно, что надзорный орган тяготится равноправной с Национальными объединениями ролью в тандеме, связанном с исполнением норм 359-ФЗ. По сути, получается, что тот фундамент в виде 359-ФЗ, на котором стоит вся реформа саморегулирования, дал множество трещин. И в случае продолжения центробежных тенденций есть риск свести все усилия в деле реформы саморегулирования на нет.

В настоящее время НОСТРОЙ и всё сообщество активно участвует в подготовке поправок Градостроительный кодекс. В основном, они касаются, конечно же, уточнения положений 372-ФЗ. Но ведь и 359-ФЗ (и это очевидно!) тоже нуждается в уточнениях и большей детализации обязанностей как надзорного органа, так и Национальных объединений. Поскольку очевидно, что с каждым месяцем некогда спаянный тандем всё больше и больше расходится во взглядах на то, кому из СРО быть в реестре, а кому нет.
И, конечно же, всё строительное сообщество ждёт, когда его интересы в вопросе сохранения взносов в компенсационные фонды, наконец, начнут соблюдаться не на словах, а на деле. Но до тех пор, пока не будут внесены изменения в 359-ФЗ и те его новеллы, которые регулируют механизм защиты интересов членов СРО, эта проблема так и останется в области ханжеских рассуждений о заведомо «порочной натуре строительных компаний, ищущих халявы».

Одним словом, пора джинна в виде 359-ФЗ, выпущенного три года назад из бутылки, загонять в чётко очерченные законодательством рамки для того, чтобы он начал исполнять желания не только отдельных заинтересованных функционеров от саморегулирования, но и работать на пользу всему строительному сообществу.
 

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Геомембрана
Геомембраной называют водонепроницаемый синтетический материал, который служит для создания барьера для препятствования  проникновения влаги внутрь помещения или наоборот наружу.  Если говорить просто, то геомембрана представляет собой плотное полотно, выполненное из полиэтилена, материал является эластичным, так что его можно без проблем уложить на любом рельефе, конфигурация здания не играет никакой роли.  Но стоит сказать, что в устройстве геомембраны есть собственные отличия. Разновидности материалов: HDPE. LDPE. Основные свойства Эксплуа...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
25%
Нет, но хочу построить
63%
Нет
13%
Всего голосов: 8