Вы здесь
После некоторых предсъездовских Окружных конференций строительных СРО многие были удивлены специфической процедурой, с помощью которой иные члены Совета НОСТРОЙ сами себя «авторотировали» в этом коллегиальном органе. Сомневающихся успокаивали – дескать, ничего противозаконного в происходящем нет, состоялись консультации с юристами Национального объединения, которые заверили, что проводить ротацию таким формальным образом вполне допустимо. Однако у многих закрались сомнения…
И бац!
Бомба!
Именно так озаглавил своё письмо наш добровольный эксперт из культурной столицы. Оказывается, что навязанный саморегуляторам способ «ротации без ротации», когда одно и то же лицо избирается вместо самого себя в состав Совета, противоречит нормам закона. И подкрепил свои доводы не просто рассуждениями и ссылками на законодательство, а письмом от правового департамента Министерства строительства и ЖКХ РФ за подписью замглавы этого подразделения Татьяны Барминой. Впрочем, слово – внештатному автору.
***
Как прописано в части 2 статьи 55.22 Градостроительного кодекса РФ, Совет Национального объединения саморегулируемых организаций избирается в количестве не более чем тридцать человек Всероссийским съездом СРО тайным голосованием и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть в порядке, установленном Уставом Нацобъединения.
Для начала, давайте определимся, что же понимается под понятием «ротация» или «обновление» Совета НОСТРОЙ. Согласно Википедии, «ротацией кадров» называют (горизонтальные) перемещения работников с одного рабочего места на другое, предпринимаемые с целью ознакомления их с различными производственными задачами организации и как одна из мер борьбы с коррупцией. В близком смысловом единстве с этим понятием находится и принцип ротации в конституционном праве, предполагающий частичное обновление состава представительных органов власти.
При этом сам принцип ротации предполагает, что на смену одним лицам приходят другие, а состав коллегиального органа постепенно обновляется. Допустимо ли, чтобы это требование выполнялось формально, то есть одно и то же лицо входило и выходило из состава Совета, выдавая подобные фрикции за ротацию состава?
В случае, когда под ротацией кадров понимается перевод работника на другую работу, правовое регулирование этого кадрового процесса подпадает под действие статей 72, 73, 74 Трудового кодекса РФ о переводе сотрудников. Однако члены Совета, конечно, не рядовые работники и их статус регулируется иными нормативными актами.
С просьбой ответить на этот вопрос представители СРО обратились с запросом в Министерство строительства и ЖКХ РФ. А именно, саморегуляторы попросили прокомментировать, может ли член Совета, подлежащий ротации сложить с себя полномочия и сразу выдвинуть свою кандидатуру для избрания в Совет (авторотация)? И вот какой ответ пришёл из главного строительного ведомства.
Согласно пункту 4 статьи 52 и пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, Устав юридического лица должен содержать в том числе сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относится решение вопроса об образовании органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 55.21 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), Всероссийский съезд саморегулируемых организаций (далее – Съезд) формирует состав Совета Национального объединения саморегулируемых организаций (далее – Совет), в том числе избирает новых членов и прекращает полномочия членов Совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) Совета, принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов Совета.
В соответствии с частью 2 статьи 55.22 Кодекса, Совет избирается в количестве не более чем тридцать человек Съездом тайным голосованием и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть в порядке, установленном Уставом Национального объединения саморегулируемых организаций.
Таким образом, порядок формирования Совета, порядок досрочного прекращения полномочий членов Совета устанавливаются Уставом Национального объединения саморегулируемых организаций.
Согласно пунктам 8.3.2, 10.8 и 10.5 Устава Национального объединения строителей, к компетенции Съезда относится в том числе досрочное прекращение полномочий членов Совета, подлежащих замене в соответствии с процедурой обновления (ротации) Совета, принятие решений о досрочном прекращении полномочий членов Совета. Член Совета вправе добровольно прекратить своё членство в Совете, написав соответствующее заявление.
В случае досрочного прекращения членства в Совете новый член Совета Национального объединения выбирается вместо лица, членство в Совете которого досрочно прекращено, на оставшийся срок полномочий указанного лица в пределах соответствующей квоты на следующем Съезде.
Аналогичные требования к процедуре избрания и прекращения полномочий членов Совета содержатся в пунктах 5.7.3, 5.7.4, 5.7.5, 7.6 и 7.7 Устава Национального объединения изыскателей и проектировщиков.
Кроме того, в соответствии с Положением об Окружной конференции НОПРИЗ, а также Регламентом Окружных конференций НОСТРОЙ, такие конференции выдвигают кандидатуры для избрания членов Совета в порядке, установленном Регламентом Съезда.
При совпадении в одном лице кандидата в члены Совета и члена Совета, добровольно прекратившего своё членство в Совете, складывается ситуация, когда Всероссийский съезд одновременно должен рассматривать как заявление члена Совета, отказавшегося исполнять свои полномочия, так и его согласие на выдвижение в члены Совета для дальнейшего исполнения таких полномочий.
Таким образом, указанные заявления могут свидетельствовать об их юридической оспоримости ввиду порока воли такого лица при первом волеизъявлении, как ненаправленном на фактическое создание соответствующих правовых последствий.
При этом необходимо учитывать, что, исходя из общепринятых принципов ротации кадров в общественных и некоммерческих организациях, данная процедура прежде всего направлена на обеспечение системного обновления их органов управления, предотвращение стагнации в деятельности таких организаций и их поступательное развитие. Повторное избрание в члены Совета лица, подлежащего ротации и досрочно добровольно прекратившего своё членство в Совете, не соответствует сути и целям ротации.
ОТ РЕДАКЦИИ. Все документы имеются в распоряжении редакции. Таким образом, Минстрой России вполне определённо высказал свою позицию, которая коренным образом отличается от того, чтобы было высказано представителями НОСТРОЙ перед участниками Окружных конференций. Причём, в данном случае министерство обошлось даже без стандартной оговорки о том, что его письма не имеют обязательно силы и не могут применяться в качестве правоустанавливающих документов.
Получается, что с точки зрения ведомства, прошедшая «авторотация» Совета НОСТРОЙ противоречит нормам российского законодательства, а значит, и все принятые членами Совета решения нелегитимны? Выводы, что и говорить, напрашиваются далеко идущие. Мы приглашаем читателей, специалистов СРО-сообщества обсудить этот серьёзный правовой казус на нашей дискуссионной площадке!
Ваш ЗаНоСтрой.РФ