Вы здесь
Сегодня, 13 октября, в Красноярске проходит расширенное совещание под председательством заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Хамита Мавлиярова. О том, что саморегуляторам ждать от этого мероприятия, читайте в статье нашего добровольного автора из Новосибирска.
***
На встрече запланировано обсудить три основных блока вопросов:
- Реализация регионального принципа формирования саморегулируемых организаций;
- Сметное нормирование. Ценообразование. Создание системы «ФГИС ЦС»;
- Применение систематизированных сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования и реестра типовой проектной документации, а также о порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования.
На эти непростые вопросы в сумме отведено 1,5 часа. Затем должно состояться также пленарное заседание ещё на 1,5 часа, а после обеда участники проведут межведомственное совещание по сейсмологии и сейсмостойкому строительству. При всей несомненной важности этих вопросов для строительного комплекса, отметим, что первая часть мероприятия для российских саморегуляторов выглядит гораздо важнее.
Несомненно, за 1,5 часа серьёзно обсудить все обозначенные темы не получится. А вот донести до сообщества официальное мнение профильного министерства по ключевым вопросам можно запросто. Особенно интересно узнать, что же скажет высокопоставленный представитель Министерства строительства и ЖКХ РФ относительно регионализации.
На недавней встрече в Санкт-Петербурге директор правового департамента Минстроя Олег Сперанский упоминал о том, что ведомство продолжает анализировать результаты реформы. И туманно намекал на то, что в отношении отраслевых СРО могут быть сделаны отдельные выводы. Таким образом, стоит предположить, что Хамит Мавлияров представит итоги анализа, который только анонсировал господин Сперанский.
Насколько они будут утешительны для СРО? Пока факты остаются ясными – общее количество членов по стране сокращается, среднее количество членов на одну СРО – тоже. Всё это происходит на фоне резко возрастающей на партнёрства нагрузке, в связи с требованиями отслеживать выполнение стандартов НОСТРОЙ, контролировать договорные обязательства, участвовать в наполнении НРС, да ещё и с нуля придумывать собственные внутренние документы, по которым до сих пор нет чётких рецептов.
Напомню, что с июля 2016 по сентябрь 2017 года количество СРО по стране сократилось с 269 до 254. Однако при этом численность членов уменьшилась ещё сильнее – с 126.194 до 87.324 компаний и ИП. То, есть ряды российской системы саморегулирования покинули почти 39.000 членов или 30 процентов от общего количества. Сократился и средний размер реестра СРО – с 469 до 343 членов. Эти итоги регионализации очевидны, и практически все саморегуляторы с ними смирились.
Пожалуй, единственным исключением остаются отраслевые СРО, давшие последний бой регионализации. Их лебединой песней стал законопроект № 201354-7 «О внесении изменений в ГК РФ и отдельные законодательные акты РФ (о порядке определения СРО при выполнении ими работ на объектах топливно-энергетического комплекса атомной, нефтегазовой и энергетической отраслей)», внесённый в Госдуму в июне этого года. Его главным вдохновителем и лоббистом выступил президент СРО «Союзатомстрой» Виктор Опекунов. В документе предлагалось отменить региональный принцип членства для строителей, работающих в перечисленных выше сферах.
И на этот законопроект уже пришло однозначное и отрицательное заключение за подписью руководителя аппарата Правительства РФ Сергея Приходько. В нём сказано буквально следующее: «региональный принцип формирования саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, предусмотренный частью 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса, был введён с учётом анализа практики реализации механизмов саморегулирования в строительстве, который показал монополизацию строительного рынка именно отраслевыми саморегулируемыми организациями, в том числе путём принудительного членства строительных компаний в таких организациях, ограничения допуска на рынок добросовестных компаний, не являющихся их членами, а также высокие коррупционные риски их деятельности».
Откуда вполне логично делается вывод, что «введение исключения из общего правила для отдельных отраслевых саморегулируемых организаций создаст неравные условия для ведения предпринимательской деятельности и возможность злоупотребления своим положением со стороны таких саморегулируемых организаций».
Эти слова можно считать принципиальной позицией Минстроя и федеральной власти в целом. Регионализации – быть, невзирая на проблемы и потери, возникшие на пути. А подробности этой оценки мы уже сегодня услышим от Хамита Мавлиярова…