Вы здесь
Не успело строительное и саморегулируемое сообщество присмотреться к кадровым переменам в Минстрое России, как профильное ведомство уже выдало первый сюрприз. Им стал проект очередных поправок в Градостроительный кодекс, опубликованный на сайте regulation.gov.ru. О том, что будет означать принятие этого документа для российских саморегуляторов, читайте в материале нашего добровольного автора из Перми.
***
Очевидно, что проект поправок готовился в недрах Минстроя ещё командой Михаила Меня, и придержали его исключительно в связи со сменой главы ведомства. Судя по тому, что документ всё-таки появился на официальном сайте, новое руководство взятый курс полностью поддерживает и будет проводить в жизни.
Что же нового готовят строительному саморегулированию разработчики? К сожалению, в законопроекте не нашли своего отражения те многочисленные вопросы, которые сегодня находятся в центре внимания сообщества. Не затрагивает они ни больную тему «исторических максимумов», ни «крепостное право» для членов СРО, ни снижение требований для специалистов НРС.
Зато неожиданно появились дополнительные бонусы для Национального объединения строителей. А также регламентировано появление новой структуры, запуск которой будет означать конец строительного саморегулирования в той форме, как оно существует сейчас – Единый федеральный реестр членов СРО.
Его работа будет регламентирована новой статьёй 55 части 23-1 Градостроительного кодекса РФ. Реестр, по мнению разработчиков, должен состоять из двух частей:
1. Единый реестр членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2. Единый реестр сведений об обязательствах членов саморегулируемых организаций по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам на осуществление функций технического заказчика, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Вести реестр будет некий оператор, но о нём в документе ничего не сказано, кроме того, что это будет юридическое лицо, которое зарегистрировано на территории Российской Федерации, владеет техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение указанного реестра в электронной форме и определено федеральным органом исполнительной власти.
Оператор будет осуществлять проверки вносимых сведений данным, содержащимся в других открытых базах. В частности:
1) в Едином государственном реестре юридических лиц;
2) в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
3) в Государственном реестре саморегулируемых организаций;
4) в Единой информационной системе в сфере закупок.
Члены СРО обязаны будут публиковать в Едином реестре подрядных обязательств сведения о заключённых с использованием конкурентных способов договорах, а также актов приёмки результатов работ.
Предусмотрены в законопроекте и источники финансирования оператора. Как нетрудно догадаться, оплачивать его услуги предстоит самим членам СРО.
Не нужно быть девяти пядей во лбу, что очевидным кандидатом на роль оператора будет Национальное объединение строителей. Намекают на это обстоятельство и многочисленные лакомые кусочки, которые разработчики прописали в том же законопроекте для НОСТРОЙ. А именно:
1. Исключать СРО из Госреестра за неуплату в НОСТРОЙ взносов и отчислений любого вида (а не только членских взносов!). При этом исключать можно будет не только за неуплату, но даже за неоднократное нарушение сроков оплаты.
2. Расширяется перечень оснований для использования дохода от размещения компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Доходы будет разрешено перечислять на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций (!), в котором состоит такая саморегулируемая организация.
Таким образом, настало время финального аккорда реформы строительного саморегулирования, которая свела самостоятельность СРО на нет и фактически превратила саморегулирование в пустую декорацию при полностью государственном регулировании.
Ведь если оператор Единого федерального реестра членов СРО получает полномочия по внесению сведений о членах СРО и изменениях в таких сведениях, то это сделает излишними все реестры членов, которые ведут сегодня партнёрства. При этом НОСТРОЙ (либо другой оператор) становится квази-министерством «по саморегулированию», а СРО на местах превращаются в филиалы, полномочия которых ограничиваются приёмом документов и передачей их наверх, на уровень принятия решений. И это та самая схема, о приходе к которой эксперты говорили ещё на заре реформы. Сегодня мы видим, как делаются последние шаги по её реализации.
ОТ РЕДАКЦИИ. Таково было мнение нашего внештатного автора. А что думаете Вы, уважаемые читатели и профессионалы СРО-сообщества? Действительно ли, новый законопроект от Минстроя уничтожит остатки саморегулирования, оставив от него одно лишь название?
Ваш ЗаНоСтрой.РФ