Вы здесь
Последние данные НОСТРОЙ по количеству членов строительных СРО в стране подтверждают общую тенденцию – строителей в системе саморегулирования становится всё меньше и меньше. О том, к чему это может привести, читайте в материале нашего добровольного автора из Северной столицы.
***
С того дня, как был дан старт реформе строительного саморегулирования, членов СРО становилось всё меньше и меньше. Этот процесс был прогнозируемый и, более того, о нём говорили и сами законотворцы, представляя его как некий плюс для отрасли. Логика Минстроя России состояла в том, что саморегулирование для строителей становится «условно-добровольным». Малые и средние предприятия, готовые отказаться от генподряда и работать на подхвате у старших товарищей, могли навсегда порвать с «тяжким бременем» саморегулирования.
Согласно известному отчёту Минэкономразвития России, на 1 января 2016 года в России была 271 строительная СРО, в которых состояли 127.419 членов. Дальше можно обратиться к ностроевской статистике. В 2016 году процесс носил довольно вялый характер, большинство строителей и саморегуляторов откровенно не понимали, чего от них хочет власть и надеялись, что всё побурлит-побурлит и останется как прежде. В итоге на начало 2017 года членов СРО стало 121.443.
Однако затем даже крайние оптимисты поняли, что возврата к прежним временам нет. Партнёрства занялись массовыми сокращениями членов, цепляясь за любой повод, в надежде свести концы с концами и набрать компфонды для оставшихся членов. Одновременно Совет НОСТРОЙ и РТН засучили рукава и взялись за чистку реестра, выгоняя на свежий воздух крупные межрегиональные СРО.
В итоге этого «членопада» количество строительных организаций в системе саморегулирования сократилось к маю до 111.958, а затем, после появления 126-ФЗ с его требования «об исторических максимумах» компфондов и вовсе началось стремительное падение, дошедшее до нынешних 88.229 компаний и ИП.
Надо отметить, что активная фаза реформы совпала с острейшим кризисом, который ударил по строительной отрасли. Поэтому не вполне понятно, сколько строителей покинуло ряды СРО, воспользовавшись предоставленной законом возможностью, а сколько вообще покинуло российскую экономику, обанкротившись и прекратив заниматься хозяйственной деятельностью.
Впереди отрасль ждёт новое испытание. После 1 ноября Ростехнадзор планирует начать тотальные проверки выполнения требований 372-ФЗ. По мнению пессимистов, это грозит исключением из реестра всем тем СРО, которые не смогли перевести на спецсчета необходимую сумму компенсационных фондов. По данным ностроевской статистики, таковых партнёрств на сегодня 101. Считая в среднем по 345 членов на СРО, получаем минус ещё 34.845 строителей! Иначе говоря, в системе останутся 53.384 компании.
Оптимисты говорят, что зачистка может коснуться «всего» 64-х СРО, ссылаясь в качестве аргумента на известное интервью Алексея Белоусова и Виктора Прядеина. Что же, при таком жизнеутверждающем раскладе ряды членов СРО могут покинуть 22.080 компаний, а останутся 66.149 соответственно.
Разумеется, часть строителей, попавших под очередную зачистку, потом вернётся в региональные СРО и вновь начнёт платить взносы и выполнять все предусмотренные законом требования. Но вот какова будет эта часть и насколько затянется переходный период, – предсказывать никто не решается.
Вывод из всех вышеприведённых неутешительных расчётов напрашивает очевидный – финансовая база, на которой существуют СРО и НОСТРОЙ, стремительно сокращается, и в недалёкой перспективе может стать в два раза меньше, чем было в начале 2016 года. При этом инфляция, хоть и сведённая усилиями ведомства Эльвиры Набиуллиной к историческому минимуму, всё равно продолжает делать своё дело, а расходы на помещения, связь, электроэнергию, софт, налоги и тому подобные вещи меньше не становятся. Что же касается фонда заработной платы, то здесь большинство СРО и так уже сократили персонал до численности, которая едва позволяет справляться со всеми необходимыми задачами.
А ведь нужно ещё разрабатывать СТО, контролировать их выполнение, осуществлять процессы техрегулирования, вести НРС и отслеживать выполнение договорных обязательств. Всё это функции, которых раньше не было или они имели опциональное значение. Вот и получается, что строителей, которых радовали новой реформой, после всех организационных передряг ожидает закономерное повышение членских взносов. При этом, с учётом сокращения членов, повышение взносов в два раза позволит не то, чтобы закрыть все потребности, но просто остаться на дореформенном уровне. Ожидается, что соответствующее решение будет принято на уровне НОСТРОЙ на предстоящем декабрьском Съезде. А уже задачей саморегуляторов будет «порадовать» своих членов после Нового Года.