Строительство, ремонт, коммуникации, интерьер

Куда дует мусорный ветер? Пока «партизаны Шиеса» жгут технику, отраслевая СРО борется за финансирование

В социальных сетях оживлённо обсуждают факты поджога техники, использовавшейся при строительстве мусорного полигона на станции Шиес, что расположена на юге Архангельской области. Этой осенью, 18 октября, комиссией по инвестиционной политике и развитию конкуренции региона было принято решение о возможности строительства полигонов для приёма мусора из Подмосковья на свалки Архангельской губернии. Полигон, находящийся в 30-ти километрах от рабочего посёлка Урдома в Ленском районе области, был признан приоритетным инвестиционным проектом и получил название «Экотехнопарк «Шиес». Подробности читайте в статье нашего добровольного эксперта из «города ангелов».

***

Создание полигона для вывоза столичного мусора было крайне негативно встречено местными жителями. Северяне даже сдали 24 октября пакет документов в местный избирком. Цель – проведение референдума, в результате которого жители области смогут выразить своё отношение к ввозу мусора из других регионов. Тем временем сторонники Алексея Навального также подключились к протестам против строительства свалок в Архангельской области. На 2 декабря они назначили «Единый день протеста».

Может ли отраслевая СРО в сфере переработки мусора помочь решить проблему, выведя её из политической в технологическую плоскость? Сегодня в России действует только одна такая организация. Это – Национальный союз СРО операторов по обращению с отходами (НССОО), основанный в 2013 году. Его возглавляет Андрей Умников, по совместительству член Экспертного совета комитета Государственной Думы по экономической политике.

Как пишет портал «Всё о СРО» со ссылкой на экспертов партнёрства, на рынке обращения с отходами преднамеренно, создаётся критическая ситуация, которая может перейти в народные волнения. Для нормализации ситуации необходимо обеспечить условия для здоровой конкуренции на рынке, а также передать разрешительно-контрольные функции по транспортированию твёрдых коммунальных отходов (ТКО) саморегулированию. Также необходимо поднять уровень услуг по вывозу ТКО, а за некачественное выполнение своих обязанностей исключать недобросовестные компании из состава саморегулируемых организаций, что будет лишать права на вывоз твёрдых коммунальных отходов.

Институт саморегулирования в данной сфере объединяет более 3,7 тысячи операторов по обращению с отходами, 26 организаций являются членами НССОО.

«Мусорная» реформа началась в стране относительно недавно, и уже с 1 января 2019 года она охватит всю страну. Пока в профессиональном сообществе с нетерпением ждут её результатов, экологи и правозащитники требуют доработать некоторые механизмы. Серьёзной угрозой остаются несанкционированные свалки, продолжающие заражать водные источники и атмосферный воздух.

В Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» («ОЭКР») назвали основные причины, мешающие положить конец мусорной стихии. В 2013 году, по данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в России насчитывалось 72,5 тысячи несанкционированных свалок, в 2016-ом – 93 тысячи, при этом количество легальных объектов размещения отходов, внесённых в Государственный реестр, составляло всего 4,6 тысячи. В 2017 году надзорный орган публично признал, что в стране каждый год появляется более 20 тысяч новых несанкционированных свалок. Их общее количество увеличилось на 64%, и это на фоне увеличения количества лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами за 2014 – 2017 годы.

Как полагают в профессиональном сообществе, сложившаяся ситуация говорит о проблемах в системе лицензирования и низкой эффективности Росприроднадзора, насчитывающего 1,7 тысячи штатных инспекторов, в том числе 1,1 тысячи инспекторов экологического надзора. Эксперты отмечают, что такое количество сотрудников недостаточно для осуществления государственного контроля за деятельностью 80,9 тысячи объектов федерального экологического надзора и 150-ти тысяч хозяйствующих субъектов, занимающихся обращением с отходами, включёнными в область лицензирования.
«В отличие от лицензирования, в систему саморегулирования изначально заложена персональная ответственность организаций за деятельность своих членов через выплаты из компенсационных фондов в случаях нанесения ущерба окружающей среде или здоровью людей. Это очень важный момент при обращении с отходами – саморегулируемые организации мотивированы на эффективный контроль за своей деятельностью», – заявил журналистам господин Умников, по мнению которого, бизнес сам должен регулировать рыночные отношения и нести ответственность за причинённый природе ущерб.

В Национальном союзе СРО операторов по обращению с отходами отметили, что лицензирование таких видов деятельности, как сбор и транспортирование отходов является искусственным административным барьером. В то же время законодательное закрепление полномочий СРО обеспечит использование внебюджетных средств, такое финансирование деятельности саморегуляторов не станет дополнительной нагрузкой для государства, уверяют представители партнёрства.
По их мнению, именно избранные местной властью и аффилированные с ней монополисты «режут по живому» десятилетиями налаженные рыночные отношения, бесцеремонно и цинично выдавливают с рынка десятки тысяч индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий, оставляя сотни тысяч граждан без работы и средств к существованию, а населению и организациям вместо права выбора поставщика услуг навязывают завышенные тарифы.

К сожалению, приходится отметить, что за благими словами руководителей «мусорных» саморегуляторов и связанных с ними организаций, невозможно различить пути решения проблемы. Речь идёт исключительно о борьбе за право выдачи разрешительных документов, а значит, и за контроль над денежками. В то же время про технологическую сторону вопроса все помалкивают. Между тем, очевидно, что при современном подходе к пластиковой таре и целлофановым упаковкам города продолжат генерировать миллионы тонн отходов, заражая целые регионы вокруг.

Необходимо обобщение опыта, в том числе и советского, по переходу на картонную и бумажную упаковку, со стимулированием производителей и драконовскими налогами на выпуск ПЭТ-тары, пластиковой посуды, тарелок, пакетов. При этом, очевидно, что окажутся затронуты интересы могущественных предприятий пластпрома, напрямую аффилированных с нефтяной отраслью. Нужны сокращение номенклатуры стеклянной тары и организация вторичного сбора. Необходимо наводить порядок со сбором макулатуры и металлолома. Требуются жёсткие силовые методы, чтобы поставить на место региональные «мусорные мафии», контролирующие потоки отходов и не заинтересованные в современных технологиях переработки. Пока всё это не будет сделано, от профильных СРО толку будет мало.

ОТ РЕДАКЦИИ. А что думаете Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования? Помогут ли отраслевые саморегуляторы решить проблему с отходами или приведут исключительно к росту тарифов и обогащению узкого круга заинтересованных лиц?

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Декоративный камень для ландшафтного дизайна
Декоративный камень является востребованным материалом при создании ландшафтного дизайна. Многие современные дизайнерские проекты не обходятся без декора декоративным камнем. Сферы использования декоративного камня В ландшафтном дизайне существует много вариантов, как можно украсить участок камнями. Прекрасно будут смотреться, оформленные камнем, такие объекты: аллеи, дорожки; фонтаны, бортики и ступени; ограждения, беседка, арка; декоративный водоем или водопад, альпийские горки, «каменный ручей»; поверхность стен дома или других строений; цв...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
25%
Нет, но хочу построить
63%
Нет
13%
Всего голосов: 8