Вы здесь
Экономический блок российского Правительства не оставляет идею перезапустить народное хозяйство с помощью стимулирования строительного комплекса. Другое дело, что методы, которые для этого предлагаются, не всегда вызывают одобрение со стороны самих строителей. Об этом рассказал известный российский учёный-экономист Михаил Дмитриев, принимающий непосредственное участие в разработке стратегического проекта, в интервью телеканалу «Царьград». Предлагаем Вашему вниманию выдержки из ответов экономиста на вопросы телеканала в части, непосредственно касающейся строительного комплекса.
***
– Правительство просто засучило рукава и вкалывает по-чёрному. В Минэкономики сейчас центр запуска нового экономического роста. Он пойдёт, прежде всего, от переключения совокупного спроса страны на внутренний рынок, это, прежде всего, инфраструктура и жильё. Сейчас как раз прорабатываются все развилки, там много вариантов. Это непростой процесс. Но я хочу сказать, что он идёт очень содержательно. Вчера мы четыре часа просидели, просто реально ходили по конкретным деталям. Что нужно сделать, где нужно, какие нормативные акты подправить, какой вариант лучше, какой хуже. Это реальная работа. Но она даст экономике триллионы рублей, ускорение роста, и не просто ускорение роста, а рост несырьевой экономики, и вместе с ним рост уровня жизни населения.
– Условно говоря, это инфраструктура?
– С неё начинается. Но, на самом деле, к инфраструктуре нужно жильё.
Да никто не против доступного жилья! Но ни для кого не секрет, в какой ситуации сегодня находится отечественный строительный комплекс. Тысячи компаний обанкротились. Треть строительных организаций находятся уже в конкурсном управлении. Ужасают суммы, которые подрядчики, субподрядчики и другие хозяйствующие субъекты должны друг другу, но в силу банкротства, не могут вернуть. В банкротном состоянии находятся 12 стратегических и 1 градообразующее предприятие. Сейчас Казначейство фактически управляет уже несколькими субъектами Российской Федерации. Не очень верится, но, похоже, министр Орешкин начал осознавать катастрофичность сложившейся ситуации и дал команду к разработке нового стратегического маневра в экономике. Почему он умолчал об этом, находясь в стенах российского парламента, где ему устроили публичную трепку, непонятно.
– Михаил Эгонович, Вы говорите, строительство. Но как будем расшивать проблемы строительной отрасли?
– Выход из большого кризиса с помощью, в том числе, проектов развития инфраструктуры, так и начинается. Все сидят в долгах, потому что нет сбыта и некуда продавать продукцию. На строительную индустрию спрос упал ещё в 2008 году, и инвестиции так и не восстановились с тех пор. А если мы возьмём историю с долиной реки Теннесси в Америке после Великой депрессии и планом строительства инфраструктуры, начинали они с того же. Строительные компании были банкроты. Они построили небоскреб нью-йоркский Эмпайр, и он не окупался до конца 70-х годов. И таких эпизодов инфраструктурного бума, на самом деле, много. Но есть просто яркие вещи в истории, которые показывают, как это работает. Инфраструктура помогает выйти из периода, когда всё плохо в инвестиционных отраслях. И у нас как раз такой период.
– То есть, процедура банкротства, конкурсного управления неизбежна? Расшивка долгов возможна, если начнётся закачка и заказы со стороны государства?
– Условно можно провести аналогию с одним примером нашего совсем недавнего опыта. Это уже не долина реки Теннесси в Америке, а оборонка. Помните, в каком состоянии она находилась в середине 2000-х годов?
– Браво! Если я правильно Вас слышу, я скоро начну аплодировать Орешкину, если он это реализует. Потому что то, о чём сейчас сказал Михаил Дмитриев, по поводу оборонно-промышленного комплекса, для меня является ярким примером того, как можно целые отрасли выводить из кризисного состояния.
– Я об этом и говорю. И никаких ракетных технологий здесь нет. Если реально начинается генерация нового спроса на продукцию отраслей, как-то все эти долговые проблемы начинают раскручиваться. И главное – это всё-таки живой экономический спрос на товары. Если он есть – бизнес понемножечку решает проблемы.
Вот с потребительским спросом-то у нас как раз и не очень. В России четыре года подряд падают реально располагаемые доходы. Спрос сжимается. То, что мы увидели по концу 2017 года, когда чиновники стали рапортовать про рост по ипотеке и потребкредитам, крайне настораживает. Про ипотеку ещё можно согласиться – сегодня действительно крайне низкий исторический минимум по ставкам. Но потребительское кредитование – это крайне опасная штука. Фактически оно стимулирует импорт, иностранного производителя. Эксперты сходятся во мнении, что потребительское кредитование – это большой риск для экономики, искусственный допинг, который нашей экономики сейчас не нужен. Но вот ипотека – это не шутки.
Есть реальный потенциал в стране удвоить вводы жилья. И это будет спрос, который реально удовлетворяет потребности населения. Потому что обеспеченность жильём населения гораздо ниже, чем она должна быть при нашем уровне доходов. Большая часть этого удвоения жилья может произойти либо за счёт ипотеки населению, либо за счёт развития коммерческого корпоративного арендного жилья, которое тоже будет создаваться в кредит, на базе финансовых инструментов и в долг. Но, при этом, это будет генерировать огромный спрос в экономике. И, когда население берёт ипотеку, это значит, на долгие годы люди переключают значительную часть своих доходов на внутренний рынок. Они, возвращая эти кредиты, прежде всего, финансируют внутренний спрос. Потому что строительство жилья – это не китайский ширпотреб. Это наши внутренние строительные материалы, строительные услуги, товары для дома и всё остальное. Но надо добавить ещё триллион инфраструктуры в год. Это в полтора раза увеличение финансирования инфраструктуры. И это десять лет подряд.
– Вы постоянно говорите о производстве. Не только строительных материалов или смежных со строительством отраслей, но и о потребительских, насколько я понимаю, товарах.
– У всех этих расходов есть мультипликатор. Один рубль, вложенный в инфраструктуру, например, в железные дороги, по цепочке производственных связей даёт полтора рубля дополнительного производства в других отраслях экономики. Это уходит в зарплаты, в социалку, в налоги. Люди начинают больше покупать. Раскручивает двигатель экономического роста. Потому на выходе из кризиса, например, инфраструктура так хорошо работает, как антикризисная мера, мера ускорения экономики.
ОТ РЕДАКЦИИ. А как считаете Вы, уважаемые читатели и профессионалы строительного саморегулирования, удастся ли российским чиновникам использовать строительную отрасль как детонатор для запуска всей российской экономики? Ждёи Ваших ответов на нашем форуме!
Ваш ЗаНоСтрой.РФ