Вы здесь
Члены Совета государственной экспертизы в ходе заседания, прошедшего на площадке Главгосэкспертизы России в Москве, обсудили подготовку возможных мер, которые позволят повысить качество проектирования, а также рассмотрели вопросы ввода новой системы аттестации строительных экспертов. Об этом нам сообщила пресс-служба ведомства.
Участники заседания Совета рассмотрели основные разрабатываемые на федеральном уровне проекты нормативных правовых актов в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Первый заместитель начальника Главгосэкспертизы Вадим Андропов рассказал, что в настоящее время в стадии разработки, согласования и принятия находится более 50-ти проектов, направленных на совершенствование регулирования правоотношений в сфере строительства и градостроительной деятельности, ценообразования и сметного нормирования. «В 2017 году Минстрой России совместно Главгосэкспертизой России продолжил развитие основных институтов в сфере деятельности учреждения, – подчеркнул гсподин Андропов. – С 23 ноября 2017 года, когда состоялось предыдущее заседание Совета, были приняты Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 422-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 5 февраля 2018 года № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1719 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271», постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. № 1559 «О внесении изменений в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и другие важные для развития отрасли документы».
Вадим Андропов напомнил, что специалисты Главгосэкспертизы участвуют в подготовке поправок к проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории», и что одной из приоритетных задач Правительства РФ в области градостроительной деятельности является повышение эффективности капитальных вложений в строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. «Действующие на федеральном уровне механизмы оценки эффективности инвестиционных проектов, полностью или частично финансируемых за счёт средств федерального бюджета, имеют ряд недостатков, которые в своей совокупности существенно снижают потенциал принятия уполномоченными органами власти обоснованных решений об инвестициях в объекты капитального строительства. В целях решения данных проблем правительством утверждены плановые мероприятия», – сообщил первый замглавы Главгосэкспертизы.
Особое внимание членов Совета было обращено и на вопрос об усилении ответственности лиц, осуществляющих работы по проектированию и инженерным изысканиям, в случае нарушения ими требований технических регламентов, как один из самых важных аспектов нормативного регулирования, направленного на совершенствование институтов проектирования и экспертизы.
По словам начальника Главгосэкспертизы России Игоря Манылова, необходимость повышения контроля за работой проектировщиков продиктована, кроме прочего, и тем, что показывают итоги работы экспертов. «Так, например, итоги работы Главгосэкспертизы России за последние несколько лет говорят о том, что доля отрицательных заключений составляет около 20 процентов. Только в 2017 году эта цифра впервые за годы снизилась до 17 процентов, и это за счёт продления сроков проведения экспертизы по инициативе заявителей, – заметил господин Манылов. – А экономия бюджетных средств в 142 миллиарда рублей – с одной стороны, показатель эффективности работы экспертизы, но с другой – ещё одно доказательство низкого уровня проектирования и некачественного инвестиционного планирования». И данная проблема, по мнению представителей профессионального сообщества, прежде всего, связана с тем, что в цепочке участников строительного процесса существует многослойная система ответственности, размытая из-за недостаточного нормативного регулирования.
Основные подходы, предлагаемые Главгосэкспертизой с целью повышения уровня проектирования, представил в своём докладе начальник управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы Александр Плескачев. По его словам, одним из ключевых критериев качества проектирования являются результаты экспертизы, те трудозатраты, которые несут эксперты, вынужденно перерабатывая за проектировщиков некачественный продукт. «Несмотря на все предусмотренные виды ответственности – гражданско-правовые, административные и уголовные – эти механизмы по тем или иным причинам не действуют. Санкции применяются только тогда, когда возникают последствия, тогда как лучше предотвращать опасность на ранних стадиях, еще до выхода проекта из экспертизы. Мы предлагаем усилить контроль над ситуацией посредством повышения роли СРО», – рассказал господин Плескачев.
В целях выработки решений, направленных на улучшение качества подготовки документации, Главгосэкспертиза России обратила внимание на опыт Республики Казахстан, где одним из основных направлений повышения качества проектирования является наличие механизма привлечения проектировщиков к ответственности за получение отрицательного заключения.
Главгосэкспертизой был разработан законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части наделения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации дополнительными полномочиями по контролю за деятельностью своих членов».
В частности, законопроект устанавливает обязанность СРО по контролю за деятельностью своих членов в части соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности и техническом регулировании. В случае, если внутренняя проверка выявила факт тех или иных нарушений, СРО будет обязана направить материалы необходимые для привлечения лица к административной ответственности, в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
Также в целях дальнейшего развития изыскательной деятельности и проектирования был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в части уточнения обязанностей специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования». Документ предлагает расширить полномочия указанных лиц при взаимодействии с органами или организациями, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в ходе проведения такой экспертизы.
«Мы рассчитываем на то, что эти изменения позволят системно мотивировать проектировщика заботиться о качестве проекта», – отметил Александр Плескачев.
В ходе обсуждения участники заседания Совета государственной экспертизы рассмотрели вопросы подготовки мер по повышению ответственности не только проектировщиков, но и заказчиков в тех случаях, когда представляется некомпетентное техническое задание или исходно-разрешительная документация, что зачастую и приводит к допущению ошибок, особенно в технической части проекта. Ещё одним важным фактором, негативно влияющим на качество проектирования в стране, была названа недоработка и неактуальность нормативно-правовой базы, с которой вынужден работать проектировщик.
По итогам обсуждения начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов, отметив, что в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы должно принять активное участие и сообщество проектировщиков, предложил разработать механизм выявления нарушений и определения зон ответственности проектировщиков, заказчиков, экспертов и последующих пользователей построенных объектов.
Другим актуальным вопросом, который обсудили члены Совета государственной экспертизы на заседании, стало изменение порядка аттестации экспертов. С 1 апреля 2018 года эксперты обязаны не реже одного раза в три года пройти повышение квалификации и для продления действия аттестата предоставить в Минстрой России документ о прохождении обучения. Аттестация будет проводиться в два этапа – в виде теста из 120 вопросов и устного экзамена.
Ответственный секретарь Совета Миннегэл Попова разъяснила, что концептуально меняется сам характер института аттестации и переаттестации, при этом в ситуации отсутствия ряда ведомственных нормативных правовых актов, а также до момента внесения изменений в действующие документы требуется проработка того, как будут реализованы представленные механизмы.
Как заметил член Совета, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Ферапонтов, несколько лет назад Ростехнадзор столкнулся с аналогичной ситуацией переаттестации экспертов по промышленной безопасности. И, так как на тот момент не была подготовлена нормативная база, отсутствовали переходные положения, не были проработаны все аспекты работы, что создавало большие риски для работы системы, такой переход потребовал дополнительного времени.
Завершая заседание Совета, Игорь Манылов отметил, что нужен переходный механизм, который позволит соотнести действующее сегодня регулирование и новые нормы, а также обеспечить поэтапный запуск новой системы и выработки решений по поставленным вопросам, и предложил представить соответствующее заключение Совета государственной экспертизы в Минстрой России.
Ваш ЗаНоСтрой.РФ