Вы здесь
Сайт «Правда о СРО» опубликовал мнение анонимного эксперта по поводу перспективы внесения поправок в 372-ФЗ. Поскольку многие замечания автора затрагивают злободневные вопросы строительного саморегулирования, предлагаем наиболее интересные, на наш взгляд, фрагменты из этого монолога.
***
По мнению эксперта, на наших глазах формируется вертикально-ориентированная система выкачивания денег из предприятий – исполнителей строительного подряда в рамках госзаказа. Неналоговая нагрузка на бизнес растёт. Предпосылок для повышения качества, стимуляции добросовестной конкуренции, повышения квалификации участников рынка нет даже в зародыше. Зато множатся и усложняются системы контроля, уменьшается прозрачность требований к участникам рынка, появляются новые недешёвые пристройки – такие как «свежий» бизнес по предоставлению специалистов для НРС и из НРС. Впереди – рост издержек на экспертизу.
Так как объёмы откатов не снижаются, а реформа ценообразования завязла на стадии создания никому не нужной системы сбора данных, фактические издержки стройки не падают.
С 1 марта СРО приступили к проверке совокупного размера обязательств своих членов по договорам подряда. По сути, это последняя новелла в деятельности СРО, введённая 372-ФЗ. Следующий шаг – организация контроля исполнения договорных обязательств, но там даже на уровне предмета контроля, не то что механизмов его реализации, пока ничего не ясно. Судя по потенциалу, который СРО демонстрируют в работе с уведомлениями своих членов, подход будет прежний – симуляция активной деятельности и создание новых инструментов для сбора денег.
В начале реформы, в пояснительной записке к законопроекту № 938845-6, который впоследствии стал 372-ФЗ, было изложено подробное обоснование необходимости его принятия и перечислялись минусы системы саморегулирования. Посмотрим на некоторые из них.
Один из главных минусов звучал так: «деятельность СРО фактически сведена к выдаче свидетельств о допуске к определенным видам работ». Раньше допуск выдавали бессрочно, а ежегодные проверки проходили по закрытому перечню документов. Сейчас деятельность СРО сведена к выдаче выписок из реестра, которые действуют всего тридцать дней, каждое обращение за выпиской сопряжено с проверкой ряда изменяющихся параметров в работе предприятия.
Далее был такой пункт, как: «СРО выдают свидетельства без уплаты средств в компфонд». По этому пункту эксперт замечет, что Единый реестр членов СРО, который был введён как инструмент контроля и фиксации юридически-значимых действий СРО с реестрами членов, фактически перестал выполнять эту функцию и содержит неактуальные нерегулярно обновляемые СРО данные. В Государственный реестр СРО сведения о размере компенсационных фондов подаются без системы, и проверить соответствие количества членов и уровня их ответственности фактическому размеру компфонда, также, как и до принятия 359-ФЗ, можно только в ходе проверки РТН.
Был пункт: «Изобилие рекламы в сети интернет о торговле свидетельствами о допуске СРО». Сейчас мы имеем не меньший объем рекламы по продаже специалистов НРС, стоимость которых примерно в четыре раза выше, чем была при «покупке» свидетельства. Учитывая качество содержательной части реестров, можно смело предположить, что на ситуацию на стройплощадках в ближайшую пару лет их введение никак не повлияет.
Раньше СРО обвиняли в недостаточном контроле своих членов. Сейчас СРО вообще не имеют понятия, что конкретно они должны контролировать.
Фактические членские взносы в НОСТРОЙ возросли. А отсутствие возможности хоть как-то пользоваться бонусами от размещения КФ и регионализация привели к росту членских взносов в самих СРО. Во многих – в разы, и это ещё не предел.
Декларируемое снижение нагрузки на бизнес с 300 тысяч до 100 тысяч рублей обернулось увеличением входного взноса для предприятий, работающих в среднем для стройки сегменте – на контрактах от 80 миллионов до 240 миллионов рублей.
Раньше за право работы с одним договором от 60 миллионов до 500 миллионов рублей было необходимо внести в КФ 1 миллион рублей, и можно было иметь неограниченное количество таких договоров. Сейчас член СРО за право работать в этой зоне должен отдать 2,5 миллиона рублей. При этом в сумму обязательств СРО включают все заключённые договора и предприятие не имеет права заступить за планку в 500 миллионов ни на один рубль даже на пару дней.
Информационная открытость СРО и Национальных объединений снизилась. НОСТРОЙ имеет непрозрачную смету и возможность пользоваться миллиардами рублей строителей, изъятых у исключённых СРО.
Разумеется, какие-то плюсы есть, но ведь до сих пор никто не знает какой всё-таки объём средств реформаторам удалось «закачать» в уполномоченные банки. Точной цифры ни у кого нет. Отдельные новости из судов и результаты проверок РТН показывают, что реформа СРО, затеянная борцами за контроль над системой саморегулирования, начинает пожирать своих идеологов, а выдающийся по своему качеству 372-ФЗ скрывает ещё немало сюрпризов для тех, кто его писал. Из публичной риторики министра Михаила Меня тема саморегулирования в 2018 году исчезла совершенно. Может быть, в связи с выборами. А может, и не появится уже – деньги-то собрали, чего о них вспоминать?!
Тем не менее, у сообщества есть шанс добиться внесения позитивных изменений в Градостроительный кодекс РФ. Уже сейчас у профессионалов строительного саморегулирования есть определённые статистические данные, судебные решения и понимание многих вопросов. А точнее – понимание того, с какими законодательными требованиями и дырами в законе мы дальше жить не сможем точно.
Эксперт полагает, что в апреле-мае у сообщества будет реальная возможность повлиять на какие-то моменты. Скорректировать государственный курс сейчас, конечно, не получится, но предотвратить окончательное превращение саморегулирования в паразитическую систему, лишённую всякого содержания попробовать можно.
ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, мнение эксперта прозвучало. Теперь Ваша очередь, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования. С нетерпением ждём на нашей дискуссионной площадке Ваших комментариев!
Ваш ЗаНоСтрой.РФ