Строительство, ремонт, коммуникации, интерьер

Стандарт СУОТ хоть и востребован, но к употреблению ещё не готов…

На днях НОСТРОЙ со страниц своего официального сайта объявил о начале публичного обсуждения нового СТО, относящегося к группе стандартов деятельности саморегулируемых организаций, – СТО НОСТРОЙ 5.10-2018 «Системы управления охраной труда в строительных организациях. Порядок создания и внедрения». Наш добровольный эксперт из Ленинградской области взялся проанализировать данный документ. Уступаем место на народной трибуне внештатному автору.

***

Указанный СТО разработан в рамках Программы стандартизации Нацобъединения. Недавно ЗаНоСтрой.РФ рассказывал об истории создания данного стандарта.

Поговаривают, что нынешний проект СТО был достаточно высоко оценен руководством НОСТРОЙ. Но так ли уж он хорош на самом деле и насколько его внедрение повлияет на «совершенствование основ нормативной базы деятельности саморегулируемой организации по реализации законодательных требований и мероприятий охраны труда в рамках системы управления охраной труда (СУОТ)» и предстоит разобраться.

Поскольку донором положений и формулировок рассматриваемого стандарта послужило «Типовое положение о системе управления охраной труда», утверждённое приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н, то рассчитывать на какую-то конкретику, устанавливающую периодичность сроков и даже конкретизированный перечень мероприятий, не приходится.
Распределение основных обязанностей по контролю за соблюдением требований по охране труда, как и положено в таких случаях, возложено на виртуального руководителя организации, его заместителя по охране труда и некоего специалиста по охране труда.

Учитывая вышеназванные факторы, можно смело утверждать, что стандарт, разработанный по принципу «не навреди», практически не требует адаптации к своим нормам у уже действующих на любом предприятии структур, отвечающих за соблюдение требований по технике безопасности.

Впрочем, помимо простого изложения уже действующих требований, в проекте стандарта имеются и своего рода рациональные предложения по стимулированию усилий работников в области охраны труда. Так, например, пункт 7.15.1 предусматривает организацию командных соревнований по боулингу и пейнтболу: «В случае осуществления строительной организацией строительства одновременно двух и более объектов, строительная организация вправе создавать систему соревнований по безопасности объектов строительства на основе результатов обследований, проводимых строительной организацией.
Примечание – Например: соревнования могут проводиться три раза в год, каждое соревнование длится четыре месяца. Строительная организация устанавливает награды за победу в соревнованиях. Объект строительства, победивший в соревновании, может получать переходящий флаг; отличившиеся работники могут получать премию и благодарственные письма; вся команда инженерно-технических работников объекта строительства – право на командные развлекательные мероприятия по их выбору (боулинг, пейнтбол и тому подобное)».

Впрочем, строительные организации уже и без данного стандарта исполняют все указанные требования в силу обязательности их соблюдения, установленные действующим законодательством.

Гораздо интереснее в этой связи то, что же разработчики настоящего проекта стандарта подготовили для СРО?
Этому в проекте стандарта посвящена отдельная глава 8 Порядок организации и проведения контроля функционирования СУОТ со стороны СРО.

Так, в частности, СРО вменяется в обязанность проверять наличие установленной стандартом документации: положений, приказов, журналов и прочего. Предусмотрено заполнение опросной формы, к которой в качестве наглядного демонстрации вменяется загрузка фото. А поскольку, по мнению разработчиков проекта, контроль СРО должен иметь безграничный характер, то, помимо вышеизложенного, «в необходимых случаях СРО вправе запросить дополнительную информацию у строительной организации в рамках проведения контрольных мероприятий».

При этом уровень дисциплинарного взыскания зависит в соответствии с пунктом 8.4 «от оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований по охране труда членом саморегулируемой организации, а также оценки вероятности их несоблюдения членом саморегулируемой организации». То есть попросту от доброй или злой воли контролёров от СРО.

Поскольку мы живём в XXI веке – веке цифровизации, проектом настоящего стандарта предлагается создание системы ЭИОТ – электронного инспектора по охране труда, представляющего собой «Единый установленный НОСТРОЙ электронный ресурс автоматизированного контроля и формирования отчёта соблюдения членами саморегулируемой организации требований по охране труда, который представляет собой web-приложение, расположенное в информационных ресурсах НОСТРОЙ и не требующее установки на персональные компьютеры пользователей (СРО и их членов)».

К сожалению, в нынешнем проекте стандарта отсутствуют ссылки на нормативные документы, предшествующие созданию этой системы. И не потребует ли в конечном итоге такое нововведение очередных изменений в законодательную базу, регламентирующую деятельность саморегулируемых организаций? И самое главное – если контроль через систему ЭИОТ является рекомендованным, то насколько вообще целесообразно внедрение этой системы для анализа сведений?! Ведь, будучи не обязательной к исполнению, она представит собой разрозненный набор сведений, не позволяющий производить необходимый анализ. При этом для обработки сведений, полученных через систему личных кабинетов, потребуется привлечение дополнительных сотрудников Нацобъединения.

По итогам изучения проекта стандарта, претендующего на обязательность его применения, как саморегулируемыми организациями в части контроля, так и строительными организациями в части его исполнения, можно констатировать, что в силу неопределённости и расплывчатости формулировок говорить о реальном его влиянии на снижение травматизма и повышение уровня охраны труда не приходится. При этом, та же расплывчатость формулировок и избыточность прав СРО создаёт дополнительные коррупциогенные факторы и возможности для контролёров от СРО. Одним словом, стандарт, может быть, и необходимый, но крайне сырой и недоработанный в нынешнем своём состоянии.

Как говорится, критикуя – предлагай. В этой связи, по итогам публичных обсуждений необходимо детализировать область контроля соблюдения требований СУОТ, а также составить исчерпывающий перечень документации, подлежащий контролю и анализу со стороны саморегулируемой организации.

Не менее важным представляется доработка идеи, связанной с внедрением ЭИОТ. На сегодняшний день, исходя из приложения Д настоящего проекта стандарта, можно сделать вывод об общей сырости и перегруженности дублирующими друг друга сведениями, подлежащими занесению в это веб-приложение.

ОТ РЕДАКЦИИ. Такова оценка нашего внештатного автора проекта девятого по счёту СТО НОСТРОЙ. Интересно, теперь узнать и Ваше мнение, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

 

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Стабилизатор для индукционной плиты
Современную кухню стало сложно представить без разнообразной установленной техники, облегчающий проведение нелегкого процесса приготовления пищи. Не приходится тратить много усилий и ускоряется время, особенно если используется индукционная плита. Сберечь дорогостоящую технику должен электрический стабилизатор. Его подбирают с учетом конструкции самой плиты и характеристик прибора, отвечающего требованиям безопасности. Особенности плиты Недавно появившиеся плиты умеют создавать магнитное поле, прогревать посуду и продукты при помощи индукционны...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
25%
Нет, но хочу построить
63%
Нет
13%
Всего голосов: 8