Строительство, ремонт, коммуникации, интерьер

В настоящее время в различных источниках размещён проект Технического регламента «О безопасности строительной продукции» – ТР СП с приглашением дать замечания и предложения по его содержанию.

В обоснование необходимости разработки ТР СП пояснительная записка к проекту регламента содержит ряд постулатов, которые вызывают большое сомнение в части целесообразности принятия самого этого регламента.

Так, пояснительная записка голословно утверждает, что в настоящее время продукция промышленных строительных материалов не имеет системного регулирования и производство строительных материалов осуществляется в большинстве случаев (вместо конкретных цифр фраза «в большинстве случаев» звучит неоднократно) в соответствии с техническими условиями (ТУ) самого изготовителя. Это бездоказательное утверждение свидетельствует о том, что автор не вполне знаком с реальным положением дел. В реальности же, в абсолютном большинстве случаев, продукция изготавливается на соответствие требованиям национальных или межгосударственных стандартов. На соответствие этим же стандартам продукция проверяется отделами технического контроля предприятия и органами сертификации, к услугам которых изготовитель опять же в большинстве случаев прибегает, если заинтересован в успешном сбыте своей продукции на рынке. В противовес мнению разработчиков проекта ТР СП, что «строительные материалы попадают на рынок в неограниченном количестве низкого качества и сомнительного происхождения», Стратегия развития промышленности строительных материалов до 2020 года и перспективой до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства от 10 мая 2016 года № 868р, констатирует, «что к 2015 году в Российской Федерации в основном создано производство номенклатуры современных высококачественных энергосберегающих и конкурентоспособных строительных материалов, изделий конструкций как на внутреннем, так и внешнем рынках с учётом потребностей, имеющейся сырьевой базы и повышения доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов».

В пояснительной записке говорится, что строительные материалы попадают на рынок в неограниченном количестве низкого качества и сомнительного происхождения. На самом деле нет никаких оснований считать, что на строительном рынке имеет место какая-то особо значимая проблема «обращения фальсифицированных и контрафактных строительных материалов».

Специалисты знают, что наибольшее количество контрафакта поступало в обращение именно в период, когда свойства этой продукции регламентировались требованиями, содержащимися в обязательных стандартах. Не помогла и обязательная аттестация продукции по категориям качества, а широкое распространение обязательной сертификации после принятия в 1993 году Федерального закона «О сертификации продукции и услуг» наглядно показало негативные стороны обязательности этих процедур.

Да и в настоящее время контрафакт отмечен фактически только на рынке цемента, который вошёл в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации

Практика показывает отсутствие объективных причин расширения обязательной сертификации строительных материалов и изделий ни с точки зрения безопасности, ни с точки зрения качества. Вносимые предложения направлены на создание искусственных препятствий для доступа на рынок зарубежной продукции, что не соответствует интересам отрасли. При этом уменьшается уровень конкуренции на рынке и создаются предпосылки увеличения затрат в производстве и дистрибуции продукции.

Имеющее место появление на рынке некачественных строительных материалов имеет своей причиной не отсутствие технического регламента «О безопасности строительной продукции», а совсем другую подоплёку. Процитируем выдержку из письма Союза производителей товарного бетона в ряд организаций (ФАС, НОСТРОЙ и др.): «При избытке числа производителей, (загрузка мощностей составляет около 50%) в результате недобросовестной конкуренции и ценового демпинга, на рынке Московского региона имеет факт поставки фальсифицированной продукции товарного бетона. Это подтверждает статистика Комитета Мосгосстройнадзора, которую Союз периодически получает. На стройках имеет место ситуация, когда бетон, уложенный в конструкции набирает лишь 60-80% прочности. Расчеты специалистов НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, учитывающие весовые характеристики сырья для производства качественного бетона, показывают, что демпинговая цена на бетонную смесь отражает себестоимость только материальной составляющей. Цена бетона на рынке, в связи с демпингом недобросовестных производителей, становится угрожающе низкой, препятствующей производству качественного бетона в принципе. У производителей два выхода с демпинговой ценой: первый – везти на стройку фальсификат (бетон на класс ниже), выдав документ на требуемый продукт, второе – везти меньшее количество бетона. После совещания в Департаменте градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя РФ был сделан вывод об опасности установления заниженной сметной цены по итогам мониторинга демпинговых цен, диктуемых строителями, на бетонные смеси на перенасыщенном рынке с недобросовестной конкуренцией.

Если слепо следовать правилам, которые установлены в Постановлении № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», в сметах можно получить демпинговые цены (купли-продажи) и как следствие, некачественный бетон на рынке» .
К сказанному можно добавить, что для реальных шагов по снижению поставок бетона, не отвечающим проектным требованиям, необходимо согласно требованиям СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», п. 7.1.3 обеспечить систему входного контроля на месте строительства, которая, в том числе, являлась бы одной из составляющей разделов «Контроль качества работ», в сводах правил по каждому виду или области строительства.

Сегодня же, несмотря на наличие требований СП 48.13330.2011 система входного контроля на месте строительства практически отсутствует, и поэтому, как следствие – в ряде случаев низкое качество строительства. Необходима разработка Пособия к СП 48.133302011, чтобы строитель был вооружён против недобросовестных поставщиков. Необходима и обратная связь строителя (подрядчика) с производителями бетона. Для этого следует разработать систему входного контроля в которую войдут основные положения по:

договору на поставку для каждой возводимой конструкции;
входному контролю на месте строительства по всем параметрам, указанным в договоре на поставку и в первую очередь заданную подвижность.

И тогда демпинговые цены на поставку бетона должны измениться, так как бетон с низкой ценой не будет обеспечивать проектные характеристики, и производитель работ сам откажется от этого поставщика.

Стандарты на строительные материалы не лежат без дела в ожидании выхода технического регламента «О безопасности строительных материалов», чтобы быть объединенными в Перечень обязательного применения, а представлены в качестве ссылочных в большинстве обязательных к применению сводов и правил (СНиП), включенных в Перечень 1521, утвержденный Правительством, а стандарт ГОСТ 18105 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности» включен как обязательный в этот Перечень самостоятельно. Как ссылочные, в СП 63.13330.2012. «Бетонные и железобетонные конструкции», например, включено более сорока стандартов на материалы, в том числе такие, как: ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия», ГОСТ Р 52085-2003. Опалубка. Общие технические условия, ГОСТ Р 52544-2006. Прокат арматурный свариваемый периодического профиля классов А500С и В500С для армирования железобетонных конструкций, ГОСТ 4.212-80. СПКП. Строительство. Бетоны. Номенклатура показателей, ГОСТ 7473-2010. Смеси бетонные. Технические условия, ГОСТ 13015-2012. Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки и хранения, и т.д. Всего СП 63.13330.2012 содержит ссылки на 13 СП и 32 ГОСТ, всего 45 нормативов. Из них в обязательный перечень 1521 включено 11 документов, 9 СП и 2 ГОСТ, но и без применения остальных 34 пользоваться СП 63.13330.2012 невозможно.

Проблема заключается в следующем: Перечень 1521 на вопрос, становятся ли документы добровольного применения обязательными, если на них имеются ссылки в обязательном документе, отвечает отрицательно. В примечании к Перечню указывается, что «нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне». Но если обязательный к применению документ ссылается на добровольный, как на одно из условий выполнения одного из своих обязательных требований, то, очевидно, сама эта обязательность становится добровольной. Технический регламент о безопасности строительной продукции, будучи декларативным без опоры на перечень стандартов, бесполезен. Ненужность регламента «О безопасности строительной продукции» вытекает из положений статьи 5.2 самого этого регламента, который постулирует: «Строительная продукция и связанные со строительной продукцией процессы проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны соответствовать требованиям, содержащимся в национальных стандартах и (или) их частях (в том числе принятых межгосударственных стандартах, за которые проголосовал национальный орган Российской Федерации по стандартизации и которые применяются в Российской Федерации в качестве национальных стандартов непосредственно без переоформления после введения в действие), включённые в перечень национальных стандартов, обеспечивающих выполнение требований настоящего технического регламента, утверждаемого нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций (далее – Перечень стандартов)». Иными словами, нужно подготовить такой перечень и включить его в качестве ссылочного в Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», статья 34, где речь идет о безопасности строительных материалов.

Ещё проще, исключить из Перечня 1521 указанное выше примечание, тогда все ссылочные документы естественным образом станут обязательными и подготовка отдельного перечня к Техническому регламенту о безопасности строительной продукции будет не нужна, как не нужен и сам регламент.

Заметим также, что в перечне терминов строительных материалов, на которые должно быть распространено действие задуманного технического регламента о безопасности строительной продукции, по непонятным причинам включены, как строительная продукция, «комплектные системы для строительства», представляющих собой, как указано в проекте регламента, «совокупность конструктивных элементов, материалов и изделий, взаимно связанных в процессе выполнения строительных и монтажных работ и образующих после сборки единую строительную конструкцию». В этом определении описаны не строительные материалы и изделия, а процесс их сборки при возведении здания и сооружения.

Определение этого термина в Техническом регламенте о безопасности строительных материалов неправомерно пересекается с областью применения Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». Само определение комплектные системы для строительства грешит тавтологией: «совокупность конструктивных элементов, которые образуют строительную конструкцию».

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Доверительное управление недвижимостью
На данный момент собственники недвижимостью все чаще прибегают к услугам агентства, и в частности предпочитают применять  механизм доверительного управления, который дает возможность получить прибыль от недвижимости безо всяких затрат времени. То есть доверительное управление недвижимостью подразумевает  передачу квартиры или другого объекта, от собственника доверенному лицу для аренды. Во многом в данном процессе помогает агентство недвижимости.  Нужно отметить, что аренда недвижимости приносит многим неплохую прибыль каждый месяц. Далеко не к...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
25%
Нет, но хочу построить
63%
Нет
13%
Всего голосов: 8