Вы здесь
Национальное объединение строителей анонсировало новый информационный ресурс. Речь идёт о Едином реестре сведений об обязательствах членов СРО. Пока этот проект предложен саморегуляторам для добровольного применения, однако, в случае если изменения в градостроительное законодательство будут приняты, может стать и обязательным. Нужен ли он и как можно оценить новую инициативу НОСТРОЙ – читайте в материале нашего добровольного эксперта из Новосибирска.
***
Комитет НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе собирается не так уж часто, однако, вопросы в сферу его деятельности входят серьёзные, затрагивающие всю систему строительного саморегулирования. Вот и на сей раз, 7 августа на расширенном заседании комитета, возглавляемого Эдуардом Дадовым, присутствовали не только саморегуляторы и сотрудники дирекции Нацобъединения, но и представители Министерства строительства и ЖКХ РФ.
На встрече главный специалист отдела методологии саморегулирования и контрактной системы Александр Бармин доложил о работе Национального объединения строителей над «автоматизацией деятельности СРО». А точнее – о скором запуске Единого реестра сведений об обязательствах членов СРО. Господин Бармин подробно остановился на функционале указанного программного продукта, который позволит саморегулируемым организациям проводить мониторинг обеспечения договорных обязательств своих членов.
Подробнее о технических моментах рассказал генеральный директор ООО «ЦИСК» Валерий Карпов. По его словам, за основу берутся лучшие имеющиеся практики, которые дорабатываются с учётом интересов и потребностей СРО. Совершенствоваться инструменты и интерфейс будут уже в процессе эксплуатации, поскольку пока ни одна компания не смогла создать универсальный и комфортный в использовании ресурс. Основная проблема – сбор данных из единой информационной системы в сфере закупок.
Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин отметил, что единый информационный продукт создаётся не для контроля НОСТРОЙ за СРО, а для его использования саморегулируемыми организациями – СРО должны получить единообразный, удобный и понятный инструмент. Когда, дескать, СРО сможет видеть контракты своих членов, как эти контракты исполняются, насколько эффективны и добросовестны не только строительная компания, но и заказчик, тогда саморегулируемая организация сможет при необходимости вовремя оказать поддержку своим строителям.
Господин Прядеин акцентировал внимание участников заседания, что создаваемая автоматизированная система контроля договорных обязательств – исключительно добровольный инструмент. Если саморегулируемая организация уже имеет свои наработки, то она может продолжать ими пользоваться.
Фактически, речь идёт о подготовке к запуску Федерального реестра СРО. Напомним, что таковой будет создаваться в случае принятия новых поправок в Градостроительный кодекс. С учётом последних изменений в законопроект ID 02/04/03-18/00079441, уже известно, что отдан новый ресурс будет в руки Национальных объединений.
Шаг, в общем-то, логичный. Новый реестр отличается от ныне существующего только добавлением базы данных по договорным обязательствам членов СРО. И, конечно, довести до ума действующий под эгидой НОСТРОЙ и НОПРИЗ Единый реестр будет дешевле, чем на ровном месте разрабатывать и заполнять новый продукт. Вопрос лишь в том, нужно ли это самим строителям и саморегуляторам?
Если призадуматься, то вопрос давно назрел. Реестр должны быть более полным и включающим в себя несколько дополнительных факторов. За примерами далеко ходить не нужно. Как известно, закон указывает, что членом СРО можно быть только при наличии в штате на постоянной основе двух специалистов, включённых в НРС. Однако фирмы, продающие юридические услуги, в итоге помогают отдельным строителям, которые не обладают нужным штатом, якобы иметь этих двух специалистов.
Поэтому давно назрел вопрос о том, чтобы был единый реестр, в котором также указывались специалисты, которые сейчас включены в отдельную базу данных – Национальный реестр специалистов. То есть, информационный ресурс мог быть один, а выборки были бы разными.
Одновременно строительные и проектно-изыскательские организации участвуют в контрактах, которые должны быть учтены саморегулируемыми организациями. Поскольку с 3 июля 2016 года Федеральными законами № 372-ФЗ и № 191-ФЗ введён компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и ответственность СРО за исполнение договорных контрактов членом организации.
Сегодня саморегулируемые организации должны каким-то самостоятельным образом устанавливать и отслеживать, какие же контракты ведёт член СРО. Какие у него возникли обязательства? Каков темп и качество строительства? Они обязаны тем или иным образом выполнять свою контрольную функцию, но разыскать эти контракты, получается, должны самостоятельно. В итоге информационная база СРО хромает.
Но, даже получив всю информацию, партнёрства вынуждены своими силами создавать ещё и третий ресурс, в котором отражает, какие именно контракты ведут их члены. Очевидно, что логичным и удобным для пользователей было бы существование одного реестра. Возможно, он может включать в себя не только эти три блока данных, но и что-то дополнительное. То есть, имел бы перспективу расширения.
Создание реестра, дело, в общем-то, не сложное. Это обыкновенный информационный ресурс, который можно вести на базе 1С, реже в других программах. Так что всё исполнимо и реализуемо.
Законопроект предполагает законодательно закрепить, кто, что и как делает в этом направлении уже находится в работе в Государственной Думе и, можно сказать, вышел на финишную прямую. А значит – самое время подготовиться к выполнению его требований. Проблема назрела давно, решать её нужно прямо сейчас. И нет никаких причин, чтобы дожидаться, когда законопроект вступит в силу и начинать работать. Текущие потребности есть уже сегодня у каждой саморегулируемой организации. И каждая СРО их самостоятельно решает, одновременно ведя учёт членов, специалистов НРС и контрактов.
То, что НОСТРОЙ решил работать на опережение, это похвально. Все помнят ситуацию, в которой оказалось предыдущее руководство, когда возникли требования к реестру, а программного продукта ещё не было. В итоге ресурс пришлось разрабатывать буквально «на коленке», в спешном порядке. В итоге 359-ФЗ был принят осенью 2014-го, а сам реестр был запущен в Национальных объединениях только в августе следующего года, то есть спустя 10 месяцев.
ОТ РЕДАКЦИИ. Такова была точка зрения нашего автора. А что на этот счёт думаете Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования? Насколько успешно удастся запустить новый информационный ресурс, который необходим в работе всем СРО, да и в законе прописан?
Ваш ЗаНоСтрой.РФ