Строительство, ремонт, коммуникации, интерьер

Новый стандарт НОСТРОЙ по информационной открытости может обойтись строителям ещё в десятки миллионов рублей

Национальное объединение строителей предлагает саморегулируемому сообществу обсудить три очередные проекта стандартов деятельности саморегулируемых организаций. Один из них, а именно «Обеспечение информационной открытости деятельности саморегулируемой организации» (с документом можно ознакомиться по ссылке внизу – ред.) прокомментировал наш добровольный автор из Москвы.

***

Информационная открытость – это именно то основание, по которому НОСТРОЙ и РТН третировали СРО все восемь лет существования системы строительного саморегулирования. Действительно, почти во всех результатах проверок, что по линии Национального объединения, что по линии надзорного ведомства, содержатся замечания к сведениям, опубликованным на сайте партнёрств. Причины этого просты. Во-первых, лёгкость проведения таких проверок – для этого не нужно писать кучу бумаг, быть грамотным юристом или разбираться в бухгалтерской отчётности. Достаточно набрать в браузере адрес сайта и сверяться по бумажке, какие пункты из необходимых у СРО выполнены, а какие нет. А, во-вторых, до сих пор нормы информационной открытости были достаточно зыбкими.

Требования к контенту своих сайтов саморегуляторы собирали по абзацу из разных документов. А именно, для этого приходилось проштудировать как минимум:

– Градостроительный кодекс Российской Федерации;
– Федеральный закон 315-ФЗ от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях»;
– Федеральный закон 113-ФЗ от 7 июня 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения информационной открытости СРО»;
– Приказ Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 № 803 «Об утверждении Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций…»;
– Приказ Ростехнадзора от 16 февраля 2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».

А также нельзя было забывать и про общие требования, содержащиеся в федеральных законах «О персональных данных», «Об информации», «Об электронной подписи». Да ещё и держать в уме внутренние положения и требования Нацобъединения, иногда довольно специфические.

Не удивительно, что для придирчивого чиновника сайт практически любой СРО представлял собой желанный объект для проверок. И можно только поблагодарить НОСТРОЙ, специалисты которого проштудировали весь объём вышеперечисленных документов (и кучу не вошедших в список!), и создали стандарт, куда вошли все необходимые требования. Труд получился солидный, на 44 страницы, с подробнейшим описанием всего, что, где и когда должно быть размещено на сайте саморегулируемой организации.

Однако удивил уже раздел 2 «Нормативные ссылки». В нём почему-то содержится исключительно перечень ностроевских СТО. Не логичнее было бы сразу же сослаться на действующие федеральные законы, министерские приказы и иные нормативные акты, на основании которых написан документ? Соответствующий перечень приведён в библиографии, однако она также не отличается полнотой.

Второй момент, который уже отметили критики – это проблема, связанная со 126-ФЗ. Документу предстоит ещё непростой процесс увязывания требований информационной открытости с требованиями по защите персональных данных.

Наконец, третье. Вопрос технического значения. Ностроевские специалисты не поленились прописать к сайтам СРО массу требований, которые не так просто реализовать стандартными средствами и внедрение которых обойдётся недёшево. Например, стоит отметить требование вести так называемый электронный журнал операций, на профессиональном жаргоне именуемый «логом».

Согласно пункту 6.1.5 СТО, в таком журнале при каждом действии на сайте (создание, изменение, удаление информации) должна делаться запись, с указанием, когда (с точностью до минут), кем и что менялось. Также в базе данных должна сохраняться исходная информация до и после всех изменений.

Или вот вам ещё требование: «6.1.10.3 Предоставлять пользователям возможность определить дату и время размещения документов и информации, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте, а также дату и время последнего изменения информации на официальном сайте саморегулируемой организации в следующем виде:

Информация размещена: день/месяц/год – час изменения: минуты изменения;
Информация изменена: день/месяц/год – час изменения: минуты изменения».

Наконец, в пункте 6.2.1 содержится подробное описание структуры главной страницы сайта. Причём, не только того, что именно должно быть там размещено, но и конкретного расположения элементов (что графически отражено в Приложении 1 к документу).
В итоге, если стандарт будет принят в его нынешней форме, то почти всем СРО придётся проводить серьёзные технические работы на сайтах. Для многих «капитальный ремонт» официального портала будет таким, что придётся, по сути дела, его переписывать с нуля и заново наполнять информацией. Работа эта не дешёвая. С учётом всех перечисленных ностроевских требований, она может обойтись от 30 до 100 тысяч рублей, в зависимости от качества и аппетитов IT-конторы, которая возьмётся за выполнение заказа.

Впрочем, как знать, нет ли в планах у Минстроя России создания некоего «типового движка» для всех СРО? Ведь не секрет, что в государственных структурах такая практика широко распространена. Например, все сайты прокуратур, отделений МВД или Росстата в разных регионах страны выглядят как братья-близнецы, отличаясь только доменным именем, да содержанием. Для пользователя это, конечно, удобно. Для организации, которая получит заказ на разработку 253-х сайтов СРО, да ещё и по одному шаблону, такой контракт тоже будет выглядеть очень заманчиво. А вот саморегуляторам, а значит, и строителям в этом случае придётся раскошелиться.

Однако не будем торопить события и посмотрим, что покажут итоги общественного обсуждения.

Проект СТО НОСТРОЙ 5.6-2018 «Обеспечение информационной открытости деятельности саморегулируемой организации»
 

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Технический надзор за строительством: важность, обязанности и этапы
Технический надзор за строительством является одной из ключевых составляющих успешного завершения строительного проекта. В условиях современных требований к качеству и безопасности возводимых объектов, качественный контроль на каждом этапе строительства имеет большое значение. Технический надзор за строительством представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на обеспечение соответствия выполнения строительных работ утвержденным проектным решениям, требованиям нормативных документов и стандартов, а также условиям, предусмотренным д...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
25%
Нет, но хочу построить
63%
Нет
13%
Всего голосов: 8