Вы здесь
Реализация реформы ценообразования в строительстве может привести к росту стоимости государственных строек и многочисленным нарушениям, полагают многие эксперты. Своими опасениями поделился в интервью журналистам и президент Союза инженеров сметчиков Павел Горячкин. Наш добровольный эксперт из Санкт-Петербурга отметил ключевые моменты.
***
Принципиальные решения о внедрении Федеральной государственной информационной системы ценообразования (ФГИС ЦС) и переходе на ресурсную модель ценообразования в строительстве приняты и юридически закреплены в Градостроительном кодексе РФ и постановлениях Правительства России. Не подвергая сомнению цели и задачи реформы, тем не менее в её организационную и методическую составляющие необходимо внести серьёзные коррективы, уверен Павел Владимирович.
Один из вопросов состоит в том, чем и как будут наполнять ФГИС ЦС. Конечно, нужно собирать информацию о стоимости строительных ресурсов, в том числе в региональном разрезе, и она должна быть доступной. Более того, сейчас идёт речь о создании общероссийского реестра товаров и услуг в свете реформирования системы государственных закупок, что тоже правильно. Но там есть понятие «референтные цены». То есть создаётся систему мониторинга и даются какие-то ориентиры, в первую очередь для государственных заказчиков, чтобы они могли ориентироваться в море цен. Существует ограниченный перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются государством – отдельные виды лекарств, хлеб, ЖКХ, проезд в городском транспорте и так далее. Все остальные цены должны носить референтный характер и служить определённым ориентиром. И если чье-то предложение выбивается из общего референтного уровня, тогда возникают вопросы к производителю, поставщику или подрядчику, потому что нужно бороться как с демпингом цен, так и с их завышением.
Но Минстрой России хочет сделать цены из ФГИС ЦС инструментом расчётов за выполненные работы, а это вещи недопустимые, это в корне противоречит законодательству, считает господин Горячкин. Позиция Союза инженеров сметчиков состоит в том, что эти цены должны быть референтными и лимитными, то есть, определяя объемы финансирования и начальную (максимальную) цену контракта, эти цены могут использоваться на начальном этапе, когда неизвестен исполнитель, не известна сырьевая база и другие параметры. То есть на стадии определения начальной цены эти сметные цены строительных ресурсов можно использовать, но при расчёте за сделанные работы – ни в коем случае.
«Я много раз говорил, что прежде чем переходить на ресурсный метод, нужно обновить базу, а потом двигаться дальше, а мы начали не с того конца», – подчеркнул президент Союза инженеров сметчиков. В какую ситуацию сегодня поставлен инженерно-технический персонал из-за противоречия между ГЭСН и реальными ценами? Раньше по законодательству за финансовые и налоговые нарушения отвечали генеральный директор и главный бухгалтер. Сегодня в связи с принятыми поправками любые должностные лица, которые в системе государственных закупок приняли работу и подписали акт, являются лицами, потенциально подлежащими уголовной ответственности.
На стройке ведётся много журналов производства работ, акты на скрытые работы и так далее – и все эти ведомости инженер будет заполнять в соответствии с фактом. И если у него на кирпичной кладке работал не башенный кран, а лебедка, он так в журнале работ и запишет. То же касается и материалов, потому что бухгалтерия ведёт их реальный учёт: у неё есть договор поставки, товарно-транспортные накладные, какие материалы куплены и по каким ценам. И во всей этой первичной документации отражается именно фактическое состояние стройки.
А сметчика сегодня это уже не интересует, у него есть ФГИС ЦС с её усреднёнными обязательными ценами и ГЭСН. То есть вся реальная документация будет формироваться по одним правилам и по действующему законодательству, а сметчик будет выставлять цену в соответствии со ФГИС ЦС, и ничего другого ему не нужно.
Эти два потока документов невозможно свести, потому что они не сходятся. Теоретически конечные цифры на все стройматериалы «в куче» в итоге могут сойтись, но конкретные составляющие внутри сойтись не могут никогда. Поэтому никто из сметчиков не понимает, какой же смысл затеянной реформы?
Ещё один пример: при передаче объектов на казначейское сопровождение показываются накладные расходы в рублях, а в методиках Минстроя России накладные расходы учитываются в процентах. И Федеральное казначейство отказывается оплачивать акты выполненных работ, пока не будет представлена реальная структуру накладных расходов – и никакие ФГИС ЦС их не интересуют, и Минстрой им не указ. Федеральное казначейство сейчас будет влезать в структуру себестоимости строительства и отслеживать обоснованность расходования каждого рубля, и поэтому до внедрения системы ФГИС ЦС все эти вещи нужно увязать.
По мнению Павла Горячкина, деятельность рабочих групп, созданных при Минстрое, крутится вокруг второстепенных вопросов, а системные вопросы никто не рассматривает. К тому же, Минстрой уже неоднократно переносил сроки внедрения этой реформы, и ничего не случилось, многие даже вздохнули с облегчением. Сегодня необходимо решить именно системные вопросы, потому что ни один вопрос в реформе ценообразования сейчас не является до конца понятным и решённым, начиная от заработной платы на стройке.
И что самое плохое – обязательность применения сметных цен из ФГИС ЦС теперь прописана в Градостроительном кодексе. Зачем это нужно было делать? Ведь система ценообразования очень гибкая, её нужно постоянно подстраивать под реальность – а закон так просто не изменишь, это в целом весьма длительная процедура.
Господин Горячкин прогнозирует, что сметы, рассчитанные по ценам ФГИС ЦС, окажутся значительно выше фактических цен. Есть большая вероятность того, что крупные производители и поставщики будут предлагать крупным покупателям цену ниже той, что указана во ФГИС ЦС. То есть может возникнуть ситуация, когда фактические закупки и транспортные затраты «пройдут» по заниженным ценам и совсем у других производителей и поставщиков, а учтены в сметной документации и предъявлены к оплате в составе объёма выполненных работ будут цены только тех производителей, которые включены в ФГИС ЦС и являются добросовестными производителями. Получается, что фактически будут поощряться контрафакт и серые схемы в материально-техническом обеспечении государственных строек!
«В заключение ещё раз подчеркну: необходимо оставить обязательность применения сметных цен строительных ресурсов из ФГИС ЦС только для разработки сметной документации и определения начальной (максимальной, лимитной) сметной стоимости – для формирования максимальной цены контракта, при размещении заявки», – отметил Павел Владимирович.
ОТ РЕДАКЦИИ. Такова точка зрения господина Горячкина. Ждём теперь на нашем форуме и Ваших мнений, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!
Ваш ЗаНоСтрой.РФ