Строительство, ремонт, коммуникации, интерьер

Сергей Алпатов: Для развития отрасли нужно отменить 44-ФЗ!

Невзирая на проблемы, возникшие после регионализации строительного саморегулирования, отраслевые партнёрства продолжают работу. Среди них и Саморегулируемая организация Ассоциация «Объединение Строителей Подземной, Инженерной и Транспортной Инфраструктуры» (СРО А «Подземдорстрой», СРО-С-064-09112009), генеральный директор которой Сергей Алпатов дал большое интервью о проблемах и перспективах подземного строительства в стране. Традиционно мы приводим наиболее интересные, по мнению редакции, фрагменты, а интересующихся отсылаем к полному тексту, который был опубликован на портале Ктостроит.ру.

****

– Сергей Николаевич, в начале июня «Объединение подземных строителей», которое Вы возглавляли много лет, сменило название на «Подземдорстрой». Почему было принято решение о смене названия?

– «Объединение подземных строителей» было создано более 10-ти лет назад для консолидации компаний, осваивающих подземное пространство. К нам входили компании со всех регионов России, занятые на строительстве метро, тоннелей и других объектов подземной инфраструктуры, выполняющие работы методом микротоннелирования и горизонтально-направленного бурения. Изначально перед СРО ставились не только задачи, связанные с системой саморегулирования, но и профессиональные вопросы, актуальные для всей отрасли подземного строительства.

Мы не стремимся наращивать количество членов, делая ставку на надёжность компаний, входящих в наш состав. Для нас важно, чтобы организации давно присутствовали на рынке, дорожили своим именем, квалифицированно выполняли работы. По объёму выполнения госзаказа сегодня мы являемся крупнейшей СРО в Петербурге, поэтому досконально соблюдаем законодательство и дорожим своей репутацией.

Важно отметить, что мы относимся к немногим СРО, которым удалось сохранить свой компенсационный фонд, в том числе благодаря продуманной инвестиционной политике. Мы работаем с государственными банками – ВТБ, «Газпромбанком».

– В строительной отрасли Петербурга и Ленобласти сейчас непростые времена – многие компании находятся в сложном финансовом положении, объём реализуемых работ снижается. Какова ситуация в сфере подземного строительства в России и в Петербурге в частности?

– Ситуация в целом точно такая же. Мы впадаем из одной крайности в другую. Государство борется с коррупцией – был введён 44-ФЗ, который предполагает, что тендер выигрывает компания, предлагающая меньшую стоимость. Однако борьба с коррупцией переросла в борьбу с предприятиями. Сегодня, по существу, государство их губит, потому что работать за те деньги, которые остаются после проведения тендеров, очень трудно, а развивать технологии, покупать оборудование, учить людей и вовсе практически невозможно.

Сейчас все говорят о BIM-технологиях, о переходе на 3D-проектирование. Согласно исследованиям, одно рабочее место для перехода на 3D-проектирование стоит примерно 1 миллион рублей, его нужно откуда-то взять…

Раньше компании имели плановые накопления, которые включались в смету и тратились на обновление оборудования, обучение персонала. Сегодня компании вынуждены браться даже за крайне невыгодные работы, как говорится, работают «в ноль».

– Как можно это проблему решить?

– Отменить 44-ФЗ. Критерий о том, что выигрывает тот, кто предлагают наименьшую цену, дискредитирует проектные организации, которые ответственно походят к своей работе и делают её качественно.

Ведь в любом проекте есть раздел, в котором приводится расчётная стоимость будущего объекта, даётся обоснование этой суммы исходя из предложенных технологий и материалов. Эти предложения исходят обычно от профессиональных институтов, которые наработали определенную репутацию в отрасли. Проект проходит экспертизу, принимается за основу, а дальше в ходе тендера демпингующая компания предлагает цену ниже заложенной в проекте.

Безусловно, снижение цены возможно, но во всём мире оно ограничено – к примеру, всё теми же плановыми накоплениями, которые закладываются в смету. Условно 10 – 15 процентов – это максимум, на который может быть снижена цена.

В итоге 44-ФЗ приводит к нарушениям технологий, заложенных в проекте, и, по сути, ставит под сомнение профессионализм проектных институтов, а также лишает строительные компании перспектив для дальнейшего развития.

– По Вашим наблюдениям, с какими ещё сложностями сейчас сталкиваются компании, работающие по госконтрактам?

– Помимо проблемы, связанной с заниженной стоимостью госконтрактов, есть ещё одна – невозможность оперативной экспертизы. Даже при большой необходимости заменить какие-то технологии, материалы в процессе строительства невозможно – на экспертизу изменений могут уйти годы.

– Сейчас под подземным строительством в Петербурге понимают, прежде всего, возведение станций метро. По Вашему мнению, в каких ещё направлениях может развиваться подземное строительство в городе?

– Во всём мире метро является основой комплексного освоения подземного пространства. Вокруг метро сосредотачиваются все остальные подземные объекты – пересадочные узлы, торговые пространства. Только комплексное освоение подземного пространства и создание комфортных условий проживания людей может привлечь инвесторов, потому что чисто в метро никто вкладываться не будет, это не окупаемый объект, а в торговые площади наши и зарубежные инвесторы готовы вкладываться.

– Не так давно активно обсуждалась идея строительства в Петербурге (в том числе в центре города) подземных парковок. Какие есть перспективы у строительства подземных паркингов, на Ваш взгляд?

– К сожалению, сегодня в градостроительном плане города не предусмотрен раздел, посвящённый развитию подземного пространства. Между тем, во многих зарубежных городах есть мастер-план, в котором расписано назначение всех участков подземных территорий, в том числе, выделены места для подземных парковок. У нас такого плана нет, и, если, к примеру, построить парковку под площадью Восстания, потом там уже нельзя будет построить транспортную развязку. Из-за необдуманного строительства подземных парковок можно поставить крест на будущем очень многих интересных инфраструктурных проектов или сделать их намного дороже, поэтому в подземном строительстве необходимо долгосрочное планирование.

– В России подземное строительство наиболее активно развито в Москве и Санкт-Петербурге. Составляют ли московские компании конкуренцию на петербургском рынке подземного строительства?

– Моя жёсткая и уверенная позиция – в Петербурге в основе своей должны работать городские компании. Первая причина – в подземном строительстве каждый объект уникален, нужно учитывать геологию, гидрогеологию, климат, важна безопасность ведения работ. Нужно иметь опыт работы и проектирования в этих конкретных геологических условиях.

Вторая причина – объёмы подземных работ настолько малы, что их не хватает даже для городских компаний. Город должен создавать рабочие места и поддерживать, прежде всего, те организации, которые платят налоги в городской бюджет.

Наконец, если рабочие приезжают из другого города, то компания вынуждена тратить средства на съём жилья, командировочные, а это повышает себестоимость строительства.

ОТ РЕДАКЦИИ. Такова была позиция Сергея Алпатова по актуальным вопросам строительной отрасли. А как Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования, оцениваете деятельность СРО подземных строителей? И согласны ли Вы с тем, что 44-ФЗ пора отменять?

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Спирально навитые прокладки снп гост 52376 2005
СНП самый эффективный уплотнитель для фланцевых соединений. Эти прокладки отличаются тем, что благодаря своей остаточной упругости они сохраняют герметичность соединения при больших перепадах давления и температуры рабочей жидкости. Также велика их надежность для трубопроводов, где они реагируют на вибрации.      Спирально-навитые прокладки СНП ГОСТ 52376 2005 используются в большинстве отраслей промышленности. Этот ГОСТ был разработан фирмой «Союз -01» и введен впервые в действие с 2006 года. Согласно ГОСТу СНП бывают: без ограничительных кол...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
25%
Нет, но хочу построить
63%
Нет
13%
Всего голосов: 8