Вы здесь
Обсуждение законодательства в сфере СРО проходит регулярно. Собственно, как и внесения многочисленных изменений, свидетелями которых мы стали в последнее время. При этом юридическая грамотность представителей самих саморегулируемых организаций оставляет желать лучшего. Да и с такой скоростью разве за всем уследишь?
Поэтому, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», ЗаНоСтрой.РФ предлагает ввести рубрику «СРО-ликбез», которую мы будем формировать при помощи наших проверенных коллег-юристов. Сегодня мы поговорим о том, что является предметом государственного надзора за деятельностью СРО?
***
Пункт 8 Административного регламента прямо указывает на то, что предметом государственного надзора за деятельностью СРО является соблюдение СРО в процессе осуществления деятельности обязательных требований, предъявляемых к СРО и их деятельности законодательством РФ.
Из пункта 4 Положения с учётом особенностей, установленных Градостроительным кодексом РФ (далее – Кодекс), также следует, что предметом государственного надзора за деятельностью СРО является соблюдение СРО обязательных требований, установленных к ним и их деятельности Кодексом и другими федеральными законами и касающихся в том числе:
- соответствия числа членов СРО числу указанных членов, предусмотренному требованиями Кодекса;
- соответствия стандартов и внутренних документов, обязательных для выполнения всеми членами СРО, в том числе условий членства в СРО требованиям Кодекса, законодательства о техническом регулировании, иных федеральных законов, стандартам на процессы выполнения работ, разработанным соответствующим Национальным объединением СРО, а также уставу СРО как некоммерческой организации;
- компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО, включая порядок его (их) формирования и размещения;
- условий членства в СРО;
- осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных Кодексом, иными федеральными законами, стандартами и внутренними документами СРО, включая контроль за соблюдением членами СРО требований квалификационных стандартов СРО;
- применения в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия;
- обеспечения информационной открытости деятельности СРО и её членов, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;
- рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов СРО и иных обращений о нарушении её членами требований, установленных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, стандартами и внутренними документами СРО, а также условий членства в СРО;
- осуществления мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом СРО как некоммерческой организации;
- выполнения предписаний, выданных СРО должностными лицами Ростехнадзора.
Так каков порядок исполнения Ростехнадзором государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью СРО?
Согласно пункту 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью СРО (далее – Положение), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1202, государственный надзор в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства возложен на Ростехнадзор.
Согласно пункту 3 Положения к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок СРО, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учётом особенностей их организации и проведения, установленных федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности.
Особенности организации и проведения проверок СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе основания для проведения внеплановых проверок, установлены статьей 55.19 Градостроительного кодекса РФ (далее также – Кодекс).
Частью 3 указанной статьи установлено, что плановая проверка деятельности СРО проводится в соответствии с планом, утверждённым Ростехнадзором. Данный план не требует согласования и утверждается РТН самостоятельно.
Порядок подготовки и проведения плановых и внеплановых проверок установлен Административным регламентом по исполнению Ростехнадзором государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – Административный регламент), утверждённым приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 года № 325 (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2014 года, рег. № 31219).
В соответствии с пунктом 46 Административного регламента основанием для включения СРО в ежегодный план проведения проверок территориальными органами Ростехнадзора является:
- истечение одного года со дня внесения сведений о СРО в Государственный реестр СРО;
- истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.
В соответствии с пунктом 57 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки СРО является:
- истечение срока исполнения, выданного Ростехнадзором предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации;
- поступление в Ростехнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от должностных лиц Ростехнадзора, органов местного самоуправления, соответствующего Национального объединения СРО, из средств массовой информации о фактах, в том числе:
- совершения СРО и её должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования Кодекса, других федеральных законов и права членов СРО;
- неисполнения СРО обязательств о возмещении вреда, причинённого третьим лицам в результате действий (бездействия) членов СРО;
- неисполнения или ненадлежащего исполнения СРО полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных Ростехнадзором при рассмотрении документов, представляемых СРО в установленном законодательством РФ порядке;
- наличие распоряжения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Ростехнадзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно пункту 36 Административного регламента исполнение государственной функции по надзору за СРО включает также проведение систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, предъявляемых к СРО законодательством РФ, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных обязательных требований, в том числе анализа поступивших в Ростехнадзор документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте СРО информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Ваш ЗаНоСтрой.РФ