Вы здесь
Дифференцированная шкала членских и вступительных взносов получила особенную популярность с внедрением регионализации строительного саморегулирования. Насколько такой подход справедлив и какое отношение к повышенным запросам СРО имеет региональный монополизм? Этим вопросом задался наш добровольный эксперт из города Кунгур.
***
До принятия 372-ФЗ местные СРО остерегались требовать повышенные взносы со своих более успешных членов, справедливо опасаясь, что те перейдут под крыло их крупных межрегиональных коллег. Однако с появлением монополий пышным цветом расцвёл и дифференцированный взнос. Региональные партнёрства радуются, заполучив в свои сети крупную рыбку, и готовы взимать с крупных подрядчиков взносы на всю катушку.
Стоит отметить, что в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской и Нижегородской областях, словом, в крупных регионах, где до сих пор сохранилась конкуренция среди СРО, «прогрессивная шкала» не слишком распространена. В этих субъектах и строители 1-го и 5-го уровней ответственности, как правило, платят одинаковые членские взносы.
В то же время в регионах, где трудятся монополисты, ситуация другая. Вот только несколько цифр.
Оренбургская область
Саморегулируемая организация Ассоциация «Альянс строителей Оренбуржья» (СРО А «АСО», СРО-С-024-06082009). В старинном краю, вошедшем в историю благодаря пуховым платкам и пугачёвской вольнице, к формированию членских взносов подошли творчески. Здесь сотрудники партнёрства просят строителей предоставить документы по оборотным средствам за текущий год и, в зависимости от их величины, устанавливают размер взносов. При оборотах от нуля до 5-ти миллионов целковых взносы составят всего 10.500 рубликов в квартал, при оборотах свыше миллиарда целковых – 48.000 рублей ежеквартально (приведены только верхняя и нижняя граница, на самом деле ступеней семь). Сколько в Оренбурге строительных компаний, ворочающих миллиардами, вопрос, конечно, открытый.
Ивановская область
Ассоциация Саморегулируемая организация «Ивановское Объединение Строителей» (Ассоциация СРО «ИОС», СРО-С-114-16122009). Для первой степени ответственности членские взносы составляют 70.000 рублей в год (5.833 рубля в месяц), для пятой – 150.000 целковых ежегодно (12.500 рублей в месяц).
Орловская область
Ассоциация Саморегулируемая организация Региональное отраслевое объединение работодателей «Орловское региональное объединение строителей» (СРО «ОРОС», СРО-С-213-30032010). В этой СРО также любят заглянуть в финансовые документы строителей, и в зависимости от показателей определяют величину и вступительного, и членского взносов. Членские взносы колеблются от 2.000 рубликов (если за последние три месяца строители вообще не выполняли работ) до 15.000 рублей (при объёмах выше 100 миллионов целковых за те же три месяца).
Костромская область
Саморегулируемая организация Союз Строителей Верхней Волги (СРО Союз Строителей Верхней Волги, СРО-С-149-24122009). «Кострома – mon amour» дорого ценит свои услуги. Членские взносы рассчитываются по формулам с коэффициентами, в зависимости от степени ответственности. Для первой степени – 4.800 рубликов, для пятой – 120.000 рублей в месяц (!). Последняя цифра – абсолютный рекорд по аппетитам среди строительных СРО-монополистов, если, конечно, правильны приведённые формулы и на официальный сайт партнёрства не вкралась ошибка.
Саморегуляторы обосновывают свою позицию по данному вопросу тем, что ответственность за крупных членов серьёзнее, объекты сложнее, случись что – срыв одного договора может пустить по миру небольшую СРО. А значит, и услуги сотрудников СРО, заботливо следящих за договорными обязательствами своих членов, должны в данном случае оплачиваться дороже.
У подрядчиков своя логика. Почему это, дескать, тот, кто больше зарабатывает, должен больше платить за аналогичную услугу? Свой уровень ответственности они обеспечили за счёт большего взноса в КФ ВВ и КФ ОДО. А в остальном требования закона одни и те же и в отношении микроскопического ООО, и для холдинга с многомиллиардными оборотами – два специалиста в НРС и сканы трудовых книжек. Так за что повышенные платежи?!
Не ограничиваясь вербальными возмущениями, строители начали писать письма в профильные организации, пытаясь выяснить, насколько законна такая «цветовая дифференциация штанов» в строительном саморегулировании. Хорошую коллекцию ответов на такие запросы приводит сайт «Правда о СРО».
В частности, ряд компаний обратился в Минюст России и Ростехнадзор с таким запросом.
«Саморегулируемая организация в сфере строительства, зарегистрированная в форме Ассоциации, приняла решение на общем Собрании членов о разных размерах вступительных и членских взносов для членов в зависимости от уровня ответственности (1, 2, 3, 4, 5). Законно ли такое решение? Разве члены некоммерческой организации не равны в правах и обязанностях по уплате вступительных и членских взносов»?
Письмом от 18 октября 2018 года департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ выразил следующее мнение:
«Пунктом 1 статьи 123.10 Кодекса (ГК РФ) установлено, что к исключительной компетенции высшего органа Ассоциации (Союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов Ассоциации (Союза) в её имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам Ассоциации (Союза), если такая ответственность предусмотрена Законом или Уставом.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.
Таким образом, вопрос о размерах, сроках и порядке уплаты членских взносов относится к компетенции общего Собрания Ассоциации.
Исходя из положений части 3 статьи 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации, утверждёнными общим Собранием членов саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации».
Таким образом, Минюст России не усматривает в дифференцированных взносах в рамках одной некоммерческой корпорации каких-либо нарушений действующего законодательства, прав отдельных членов или их групп.
Недавно, а именно 16 октября аналогичное письмо получено и от надзорного ведомства.
Так, Ростехнадзор в лице начальника управления государственного строительного надзора Марианны Климовой указывает, что: «Установление размеров вступительного и регулярных членских взносов и порядка их уплаты является исключительной компетенцией общего Собрания членов саморегулируемой организации. Каждая саморегулируемая организация, в соответствии с частью 1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должна разработать и утвердить общим Собранием членов положение о членстве в саморегулируемой организации, в том числе о требованиях к членам саморегулируемой организации, о размере, порядке расчёта и уплаты вступительного взноса, членских взносов. При этом, решения, принятые общим Собранием членов, являются обязательными для исполнения всеми членами саморегулируемой организации».
ОТ РЕДАКЦИИ. Таким образом, и Минюст, и РТН в своих ответах солидарны – взаимоотношения СРО и членов, в том числе и вопросы ценообразования являются их внутренним делом и никакими нормативными актами не регулируются. С точки зрения закона всё верно. Однако и мировая, и российская практика говорят о том, что ценообразование услуг монополиста должно регулироваться при участии государственного органа. Мы же видим, что, создав СРО-монополистов, власть самоустранилась от широкого круга проблем, которые при этом возникли.
Что по этому поводу думаете Вы, уважаемые читатели и профессионалы СРО-сообщества? Надеемся найти ответ на этот вопрос в Ваших комментариях на нашей дискуссионной площадке!
Ваш ЗаНоСтрой.РФ