Вы здесь
Многое пришло в жизнь человечества из мечты. Мечту о полете, который люди подглядели у птиц и способностью к которому наделили ангелов, реализовали сначала братья Монгольфье, а за ними братья Райт. Мечта о философском камне, превращающем свинец в золото, стоила головы не одному королевскому ученому и свела с ума многих выдающихся алхимиков, пока не была реализована физиками-ядерщиками. Правда, до сих пор процесс получения искусственного золота обходится дороже, чем стоит конечный продукт. Зато рядом с несколькими крошечными алмазами, которые произвел при до конца не выясненных обстоятельствах в конце XIX века удачливый англичанин Хенней, - сверкающие россыпи современных искусственных алмазов для технических и достаточно большое количество для ювелирных целей с характеристиками, близкими к 1.
Мечта об изменении свойств древесины существовала на уровне легенды о неопалимой купине и подтверждалась феноменом мореного дуба, менявшего свойства и цвет после десятков и сотен лет пребывания под водой. Использование морилок и тонирующих составов уже достаточно давно помогает деревообработчикам выдавать одну породу за другую, но только за счет поверхностной окраски тонкого слоя древесины, в то время как заводчики пушного зверя красят мех от корня, а флористы научились полностью прокрашивать цветы и растения в самые необыкновенные цвета. Крашеную на всю толщину древесину получают мастера из фирмы "АЛИ ПАРКЕТ" (Сан-Марино), да и те клеят и прессуют многослойку из окрашенного шпона дуба.
Пытались, пытались красить дерево в массе, применяя для этого ультразвук и методы электродиффузии, да только путного из этого ничего не вышло. А хочется, еще как хочется. Экзотическое красное, коричневое и черное дерево дорого, запасы его на Земле не бесконечны, недаром мир пытается остановить хищническую вырубку тропических лесов. К тому же может удалось бы при этом решить проблему совместимости разноцветного дерева в рисунках художественных паркетов, да и в мебели с украшениями в технике маркетри тоже. А то из шести-семи десятков разноцветных пород, применяемых в отделке полов, дверей и мебели, едва ли полтора десятка без проблем сосуществуют при изменении температурно-влажностного режима в помещениях, которые им предстоит украсить.
Так что же, с этой мечтой придется пока подождать? Давайте суеверно постучим по дереву и попробуем обсудить то, что происходит в последнее время с так называемым "термодеревом" (термин "термодерево" еще не запатентован, а его аналог Thermowood уже получил право гражданства и имеет своего хозяина). Примерно столько времени тому назад практичные и рачительные финны начали интенсивно искать способы улучшения качества древесины и изменения ее свойств, в том числе экспериментируя с методикой высокотемпературной обработки дерева. Первые положительные результаты таких исследований стимулировали деревообработчиков в ряде стран. Из-за недостатка сведений каждый из новичков в этой области использовал несколько отличные режимы и процессы. Поэтому и результаты получились похожие, но неодинаковые.
И хотя сегодня точного стандарта не существует и сам термин "термодерево" и то, что за ним стоит, известны только достаточно узкому кругу специалистов, попробуем рассказать об этой разработке. Тем более что совершенно непохожие на исходную древесину по цвету и свойствам образцы нового материала уже украшают фасады ряда деревянных домов и вилл, красуются в узорах цветных художественных паркетов, уложенных известной московской паркетной компанией, вьются желтой, коричневой и черной стружкой под резцом удачливых мастеров, которым удалось раздобыть бруски термодерева.
Для выхода конечного продукта большое значение имеет качество предварительной сушки древесины. Щадящая сушка с минимумом внутренних напряжений в древесине обеспечивает почти 100%-й выход термодревесины. И наоборот, некачественная предварительная сушка приводит к появлению трещин при термообработке и браковке 40-60% и более от объема материала на выходе процесса.
В зависимости от интенсивности температурной обработки термодревесина может иметь повышенную хрупкость. При ее машинной обработке желательно избегать острых краев и углов и использовать повышенную скорость резки. По сравнению с обычной древесиной термодревесина при механической обработке пылит больше. Под воздействием ультрафиолетового излучения дерево светлеет. Представляет интерес исследовать достоинства и недостатки обработки термодерева лазером.
Так как описываемый материал в значительной мере обезвоживается и его структура меняется, могут быть сложности с использованием для его склейки клеев на водной основе. Рекомендуются проверка достижения необходимой прочности клеевого шва и консультации с производителем клея. Сообщается о положительной практике использования полиуретановых клеев. При склейке, в связи с более плотной структурой материала, нужно дать больше времени для схватывания клея в сжатом состоянии. Из-за заметного снижения способности термодерева к усушке и набуханию могут возникнуть трудности при склейке его с необработанным деревом.
Представляет интерес термообработка бука - этого "инфант террибль" паркетного дела. Свойство обычного бука быстрее, чем другие породы, набирать влагу и повышенная склонность его к деформации (разбуханию или усушке) делают нежелательным использование бука в паркетных полах, а особенно в композициях художественного паркета, где он взаимодействуете другими разновидностями древесины. Термообработка, уменьшающая абсорбционную способность дерева и повышающая его стабильность, возможно вернет бук в разнообразные паркетные полы в качестве равноправного материала.