Строительство, ремонт, коммуникации, интерьер

Владимир Якушев: Навести порядок, не убив отрасль, – это самое главное

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев дал «Строительной газете» своё первое и большое интервью. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с ответами главы ведомства на вопросы издания, особенно на последние два, которые касаются ценообразования и технического регулирования в важнейшей отрасли. Кстати, сегодня именно этим темам посвящены и выступления наших добровольных экспертов.

***

– Владимир Владимирович, за последнее время Ваша жизнь сильно изменилась: ещё весной Вы были губернатором области, сейчас – федеральный министр. Работать на федеральном уровне сложнее?

– Разница, конечно, достаточно серьёзная. Затраты времени, связанные с законотворчеством, в министерстве в два-три раза больше. Законотворческий блок гораздо шире и разнообразнее, ведь министерство и само является инициатором законодательных новаций. На уровне региона этот блок состоял по большей части из работы над приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным и формирования законодательных инициатив. Кроме того, в регионе 80 процентов времени уходило на социальную сферу, и мне, кстати, очень нравилось заниматься образованием и здравоохранением. Сейчас моя работа более узкоспециализированная – вопросы строительства и ЖКХ. График работы с учётом совещаний в Правительстве очень плотный, поэтому домой возвращаюсь после полуночи, а в 7 часов снова на работе. Цейтнот. Всего два раза в неделю нахожу время на спорт, хотя раньше тренировался чаще. Но, не буду скрывать, испытываю удовольствие от того, что стал менее публичным. Долгое время я был персоной № 1 в регионе, практически 24 часа на виду, а сейчас могу «затеряться» в Москве и позволить себе как обычный человек походить по городу.

– Кстати, а какое место в работе руководителя субъекта Федерации занимают вопросы жилищного строительства и ЖКХ?

– Одно из самых важных. Тюменская область активно развивается. Регион имеет большую инвестиционную программу по дорожному и жилищному строительству, сносу аварийного жилья. Появилась и новая интересная программа – обеспечение жильём работников бюджетной сферы. Работал я и над изменением внешнего облика тюменских городов. Мы один из тех регионов, в котором удалось навести порядок с точечной застройкой, города перестали уродовать. В области, в одной из первых в стране, стали комплексно осваиваться бывшие промплощадки. При этом мы старались развивать не только областную столицу, но и другие муниципалитеты. И в рамках этой работы я как губернатор много взаимодействовал как раз с Минстроем России, в том числе по процедурным вопросам, по ценообразованию, по реформам в ЖКХ, концессиям и городской среде. Теперь всеми этими вопросами мне предстоит заниматься уже в масштабах всей страны.

Как известно, региональные минстрои не подчиняются федеральному ведомству. Как Вы считаете, нужна ли Минстрою России «властная вертикаль»?– Не стоит забывать, что с полномочиями передаётся и ответственность. Зачем лично мне из Москвы контролировать ситуацию в 85-ти субъектах? В регионе есть губернатор, который в рамках своих полномочий за всё отвечает. Я предпочитаю работать в режиме диалога – обсуждать, вырабатывать совместные решения и делить ответственность поровну. Командная работа! Этот вариант мне больше нравится.

Административное «насаждение», работа из-под палки ни к чему хорошему не приводят. А когда люди объединяются вокруг какой-то идеи, то эффект гораздо больше. Мне нужны союзники. Тем более, что большинство губернаторов я хорошо знаю, а они меня.
Сегодня одна из самых горячих тем реформа долевого строительства. С одной стороны, есть желание защитить интересы покупателей. С другой стороны, замена бесплатных денег дольщиков на платные ресурсы банков может привести к удорожанию стройки и повышению цен. Нет ли здесь противоречия?

– Все изменения в законодательстве о долевом строительстве, в первую очередь, направлены на защиту прав и законных интересов дольщиков. Но регламентация строительной отрасли направлена и на поддержание необходимых условий и возможности динамичной работы застройщиков. Ведь необходимым условием их эффективной работы является возвращение доверия покупателей к строительным компаниям и, как следствие, увеличение спроса на новое жильё.

Да, новый механизм предполагает некоторые издержки. Да, остались открытыми некоторые вопросы. Как раз для этого Минстрой и инициировал цикл консультаций и встреч с участием представителей профильных контролирующих ведомств, строительного бизнеса и банковской сферы по обсуждению новелл законодательства о долевом строительстве. Аналогичные площадки, на мой взгляд, обязательно должны заработать и на местах, в регионах. И в случае, если в процессе таких дискуссий обнаружатся пробелы, они будут дополнительно урегулированы уже в осеннюю сессию либо Госдумой, либо специальными постановлениями правительства, либо приказами Минстроя.

Важно не потерять в этот переходный период хороших, добросовестных застройщиков. Для этого мы и будем проводить со всеми заинтересованными сторонами встречи, как говорится, «глаза в глаза». Не секрет, что банки сейчас пытаются толковать новый закон в своих интересах. Будем их поправлять. Задача министерства – выступить буфером между застройщиком, банковским сообществом и контролирующим органом. На днях мы отправили разъяснение в ЦБ о том, как, на наш взгляд, должно происходить банковское сопровождение, чтобы это было выгодно не только банкам. Навести порядок, не убив отрасль, – это самое главное. Застройщиков в обиду не дам!

Относительно стоимости жилья могу сказать, что паника по поводу её возможного роста представляется мне во многом искусственной. Если застройщики сделают цены выше платёжеспособного спроса, то жильё у них просто не будут покупать. Придётся учитывать ситуацию на рынке.

Факторами поддержки спроса – наряду с защитой прав покупателей – остаются развитие рынка ипотечного кредитования и снижение ставки, которая уже сейчас находится на довольно комфортном уровне. В настоящее время россияне экономически активны, их покупательская способность не сократилась.

– Ещё одна проблема – девелоперы, стремясь выжать максимум из имеющихся участков, строят всё более высокие дома. Средняя этажность жилищного строительства и плотность застройки растёт практически во всех крупных городах. В то же время урбанисты и психологи утверждают, что для жителей полезнее и приятнее дома в 5 – 7 этажей. Как совместить интересы бизнеса и человека?

– Согласно исследованию международной организации «Концепция компактного города», среднеэтажная застройка способствует формированию уникального характера жилого района, создаёт у жителей ощущение защищённости и способствует развитию отношений между соседями. Оптимальное расстояние до улицы – около 25-ти метров, поэтому уже на уровне 6-го этажа контакт с окружающим пространством начинает пропадать. И практика показывает, что проекты, где создана комфортная среда, пользуются большим спросом, именно за них покупатели голосуют рублем. Застройщики, которые будут работать по-старому и строить бетонные коробки, не смогут выжить в новых экономических условиях.

Что лучше – иметь собственное жильё или арендовать его?

– В России около 27-ми миллионов человек хотели бы улучшить жилищные условия, выявило исследование ДОМ.РФ. Из них порядка семи миллионов готовы арендовать недвижимость, если будут созданы подходящие условия, 4,7 миллиона рассматривают аренду как долгосрочное решение квартирного вопроса. Но чтобы этот потенциальный спрос стал реальным, необходим ряд условий: создание прозрачного рынка арендного жилья, где права арендатора защищены, где есть уверенность в том, что его завтра не выгонят на улицу и так далее. Такой рынок нельзя создать мгновенно: это требует долгой и планомерной работы. Сейчас ДОМ.РФ реализует пилотную программу строительства современных арендных домов. Первые результаты показали высокую востребованность такого формата. «Доходные дома» могут появиться в крупных городах, где идёт конкуренция за человеческий капитал. Отдельное направление – арендное жильё в местах реализации крупных инвестпроектов, где идёт создание инфраструктурных объектов, промышленных предприятий. Там есть запрос на привлечение специалистов, которых необходимо обеспечить жильём.

Ещё одна тема, которая волнует всех, – ЖКХ. В последние годы был взят курс на привлечение в отрасль частных инвестиций через концессии. Насколько эффективным оказался этот механизм?

– Напомню, что ещё пять лет назад ситуацию в сфере ЖКХ россияне считали наиболее острой проблемой для страны. Год назад в 2017 году этот вопрос спустился на 10-ю позицию, то есть ситуация начала меняться. В частности, потому, что были созданы необходимые условия для активного привлечения в отрасль частных инвестиций. И мы продолжаем системную работу в этой сфере, анализируем уже действующие концессии и требуем расторжения фиктивных соглашений. Ведь необходимо понимать специфику работы этого института. На территории России огромное количество малых городов и сельских поселений – в работе с такими территориями концессионный механизм не является для бизнеса привлекательным и эффективным. Это говорит о том, что необходимо разрабатывать и применять также иные механизмы, способные вывести модернизацию сферы ЖКХ на новый уровень.

Как, на Ваш взгляд, работает система капитального ремонта многоквартирных домов? Нуждается ли что-то в ней в улучшении?

– Давайте вспомним, что послужило толчком к созданию этой системы. Быстрое увеличение доли ветхого и аварийного жилья в нашей стране. Почему так произошло? В первую очередь из-за того, что проведение капремонтов лежало на плечах регионов, которые должны были изыскивать средства в своём, как правило, очень скудном бюджете. Поэтому решили перейти на механизм софинансирования, привлечь средства собственников жилья. В 2014 году региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах стартовали по всей стране, и сегодня это один из самых масштабных проектов модернизации жилищного фонда, который когда-либо проводился в России. Он рассчитан на 30 лет и направлен на обеспечение безопасности проживания населения, снижение уровня износа жилищного фонда, сокращение количества аварийного жилья. Однако мы объективно смотрим на ситуацию и констатируем, что в системе капремонта очевидна следующая проблема: в эту сферу неохотно идут крупные строительные организации. К сожалению, такая ситуация фиксируется практически в каждом регионе страны. Необходимо сформировать пул проверенных, компетентных подрядчиков, которые будут заниматься капитальным ремонтом на постоянной основе. Роль министерства здесь – создать такие правовые условия, чтобы формирование этого пула произошло максимально быстро.

Расселение аварийного жилья. За последние пять лет в этой области достигнуты заметные успехи. Но процесс старения жилья – процесс непрерывный, а значит, нужны постоянно действующие механизмы расселения «аварийки». Каким Вы видите решение этой проблемы?

– В настоящее время существуют две концепции, поэтому сейчас – на стадии разработки – особенно важно получить комментарии субъектов Федерации. Ведь нести персональную ответственность за реализацию программы будут главы регионов, а это значит, что они должны быть полностью погружены во все аспекты ещё до вступления новых документов в силу. Проект разослан во все субъекты РФ, и мы уже начали получать отклики на него.

Сравнительно недавно в России началась реализация приоритетного проекта по формированию комфортной городской среды. Как он был воспринят в регионах? Стоит ли сохранить федеральное финансирование проекта?

– Назову несколько цифр. Общий бюджет проекта в прошлом году составил 57,4 миллиарда рублей. Деньги распределились следующим образом: 25,6 миллиарда рублей выделено из федерального бюджета, 20,8 миллиарда рублей – это средства регионов, 10,1 миллиарда рублей – муниципалитетов и ещё 940 миллионов рублей инвестировал бизнес. Это позволило обустроить более 23-х тысяч объектов (103 процента от плановых показателей) – дворов и общественных пространств в городах, в которых живет почти 86 миллионов человек. Так или иначе, проект затронул больше половины населения страны! Во всех муниципалитетах, в которых проживает более тысячи человек, а это не только города, но и сельские поселения, разработаны пятилетние программы благоустройства, на федеральном и региональном уровнях сформировано новое законодательство в сфере благоустройства. Например, в Иркутске благоустроили парковую зону на островах Юность и Конный – теперь там круглый год можно комфортно отдыхать, кататься на велосипедах или коньках. В Тарусе сделали удивительный сад искусств, в Химках установили энергоэффективные фонари и оснастили детские площадки системами видеонаблюдения.

Важно и то, что в эту работу вовлекается всё больше неравнодушных людей, участие жителей стало принципиальным условием проекта. В ряде мегаполисов ранее были созданы инструменты привлечения горожан к обсуждению решений, и мы использовали их опыт. Минстрой России совместно с Агентством стратегических инициатив разработал целевую модель вовлечения граждан в реализацию проектов благоустройства – и мы сделали её обязательной для применения всеми регионами и муниципалитетами. Более того, в этом году мы пошли дальше – впервые было проведено рейтинговое голосование по проектам благоустройства, в котором приняло участие более 18-ти миллионов человек. По итогам было определено 1.545 проектов благоустройства общественных пространств, из них 68 процентов предложено гражданами.

Ещё одна важная реформа, начатая Минстроем в последние годы, – это реформа ценообразования в строительстве. Удастся ли запустить новый механизм осенью этого года, как планируется?

– Напомню, что задача совершенствования системы ценообразования поставлена Президентом и Правительством страны. Необходимо создать единую базу государственных сметных нормативов, применяемых при проектировании и строительстве, и сметных цен строительных ресурсов, определяемых на основе результатов государственного мониторинга цен производителей. Это нужно для того, чтобы исключить использование при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капстроительства цен посредников. В сентябре 2017 года была введена в эксплуатацию Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Это инструмент, с помощью которого ценообразование становится более открытым и прозрачным. Система ориентирована на заказчиков объектов, строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств. Информация, которая содержится в ФГИС ЦС, единая для всех субъектов РФ. Ранее планировалось, что цены будут размещены в системе в декабре 2017 года, но сведения о стоимости строительных ресурсов оказались недостаточно информативными, по некоторым регионам информация вовсе отсутствовала. Поэтому в настоящее время мы продолжаем работу – в Правительство внесён пакет проектов федеральных законов, направленных на совершенствование процедуры мониторинга цен строительных ресурсов, в части установления мер ответственности за нарушение порядка предоставления информации, необходимой для определения сметных цен строительных ресурсов. Мы уверены, что объективная информация о стоимости строительных ресурсов позволит точнее определять стоимость объектов и даст экономию расходов бюджетов на капитальное строительство более чем в 7 процентов. А процесс инвестиций в капитальное строительство за счёт средств компаний с государственным участием и государственных корпораций, а также региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, станет более прозрачным и контролируемым.

Важным направлением в работе Минстроя является техническое регулирование. Что планируется сделать в этой сфере?

– Государство фактически не принимало участие в разработке нормативно-технических документов с 90-х годов, этим занимались участники рынка на свои средства. И эта работа не была системной. Между тем, любая система нормативных документов должна развиваться, так происходит во всём мире – нормы регулярно перерабатываются и обновляются, ведь появляются новые материалы и технологии, научные разработки, методы анализа и контроля. У нас же в техническом нормировании образовался дефицит, что приводило к технологическому отставанию отрасли. Поэтому была проведена инвентаризация действовавших документов, выявлены те, которые нуждаются в пересмотре, изменении и актуализации, определены сферы, где требовалась разработка новых сводов правил. Согласно госзаданию, утверждённому Правительством, к концу 2018 года должно появиться почти 400 новых документов.

Разработан проект федерального закона, которым предлагается внести изменения в 184-ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и другие. Законопроект направлен на обеспечение взаимной согласованности нормативно-технических документов (своды правил, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, санитарные нормы и правила) в строительной сфере. Это большой документ, где, в частности, говорится, что Минстрой России утверждает обязательные для применения требования безопасности к зданиям и сооружениям. Документ проходит доработку с учётом мнения экспертов.

Особо хочу отметить, что началась работа по широкому внедрению технологий информационного моделирования в строительстве BIM. В целом, реформирование системы технического регулирования в строительстве позволит к 2025 году создать современную нормативную базу, необходимую для полноценного функционирования и развития отрасли.

ОТ РЕДАКЦИИ. А мы, как всегда, ждём на нашем форуме Ваших комментариев, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Декоративный камень для ландшафтного дизайна
Декоративный камень является востребованным материалом при создании ландшафтного дизайна. Многие современные дизайнерские проекты не обходятся без декора декоративным камнем. Сферы использования декоративного камня В ландшафтном дизайне существует много вариантов, как можно украсить участок камнями. Прекрасно будут смотреться, оформленные камнем, такие объекты: аллеи, дорожки; фонтаны, бортики и ступени; ограждения, беседка, арка; декоративный водоем или водопад, альпийские горки, «каменный ручей»; поверхность стен дома или других строений; цв...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
25%
Нет, но хочу построить
63%
Нет
13%
Всего голосов: 8