Вы здесь
Наш добровольный эксперт из Красноярска обратил внимание на то, что вопреки всем прогнозам, количество строительных организаций, состоящих в СРО, впервые за последние шесть месяцев показало прирост, пополнившись за сентябрь 905-ю членами. Передаём слово нашему внештатному автору.
***
Всего же, согласно представляемым департаментом реестра НОСТРОЙ данным, общее количество членов СРО в сфере строительства составило 88.229 компаний и ИП.
В значительной степени повышению количества членов СРО способствовало то, что в сентябре Ростехнадзор не исключил ни одну строительную саморегулируемую организацию из Госреестра.
Впрочем, радоваться рано, репрессии далеки от завершения, и в октябре статистика по вступающим снова покажет отрицательную динамику. Ведь с вероятностью 99,9% будут исключены сведения сразу о семи СРО, получивших в последней декаде сентября «чёрную метку» на заседании Совета НОСТРОЙ. А это означает, что ни много, ни мало, а без малого 2.500 строительных компаний в одночасье потеряют возможность осуществлять свою деятельность. И части из них придётся снова изыскивать средства для того, чтобы по новой вступать в СРО.
В большей степени благодаря таким же «счастливчикам», бывшим членам СРО, только исключённым в июле-августе, и была достигнута положительная динамика в сентябре. Ростехнадзор и НОСТРОЙ вольно или не вольно провоцируют строительные компании задавать самим себе извечный СРО-гамлетовский вопрос – состоять или не состоять в СРО. Ведь так или иначе, нынче лишь половина строителей принимает решение о повторном вступлении. Кто-то решает для себя постоять на паузе и не платить без нужды членские взносы. Кто-то просто не нуждается в членстве и только в силу инерции состоял в нём. Ну а кто-то ушёл искать специалистов в НРС, да так и не вернулся.
Так что говорить об улучшении общей картины не приходится. И в СРО, и в НОСТРОЙ подобное положение дел вызывает определённую тревогу. Ведь, как ни крути, а за последний год с небольшим, количество строителей, состоящих в СРО, сократилось в результате принятия 372-ФЗ и последовавшей вслед за этим вакханалии исключений как членов СРО, так и самих СРО. С июля 2016 года количество строительных компаний сократилось без малого на 40.000.
В совокупности бюджеты СРО каждый месяц недосчитываются: 40.000 х 10.000 (средний взнос) = 400.000.000 рублей. Колоссальная сумма!
Заметно съёжился и годовой бюджет НОСТРОЙ. Если раньше он приблизительно составлял 126.000 х 5.000 (ежегодный взнос за каждого члена) = 630.000.000 рублей, то нынче, даже при самом оптимистичном сценарии и сохранении количества членов СРО на этом же уровне: 88.000 х 5000 = 440.000.000 рублей.
И такое сокращение бюджетов и у СРО, и у НОСТРОЙ происходит при одновременном фактическом увеличении затрат, связанных с вступлением в силу положений 372-ФЗ. Появляются новые, дополнительные статьи расходов – ведение НРС, осуществление дополнительных функций контроля. Уже сейчас очевидно, что тех сумм, которые собирают со строителей, явно недостаточно. Чтобы убедиться в этом, можно просто посмотреть смету и структуру затрат НОСТРОЙ или смету любой СРО.
Но представляется, что идти по пути простого линейного увеличения финансового бремени на членов СРО это тоже не вполне правильный путь. Во-первых, это идёт вразрез с политикой проводимой Президентом и Правительством, направленной на снижение нагрузки на бизнес, особенно на малый и средний. А, во-вторых, и это гораздо более прагматичный резон, может спровоцировать новый массовый отток строителей из СРО.
Однозначно, что члены СРО будут голосовать «ногами» в случае принятия такого непопулярного решения, как увеличение членских взносов.
Выход видится в изыскании дополнительных, нежели только членские взносы способов пополнения пустеющей казны. Многие СРО уже используют дифференцированную, в зависимости от уровня ответственности или объёмов выполняемых работ, индивидуальную систему расчёта членских взносов. Но это, конечно, же полумеры. Скорее всего, в ближайшее время многими СРО будут на общих Собраниях приниматься решения об установлении дополнительных целевых взносов за проведение ежегодных проверок своих членов. В противном случае многие СРО, особенно добросовестно подходящие к функциям контроля, рискуют просто обанкротиться.
Стоит задуматься о финансовом выживании и Национальным объединениям. И в этой связи источником для пополнения сметы могли бы стать Национальные реестры специалистов.
Обращаясь к примерам зарубежной практики ведения подобных реестров мы можем видеть, что помимо квалификационных требований в подавляющем большинстве стран установлены и финансовые требования к специалистам числящимся в этом реестре. Причём, суммы ежегодных взносов достаточно значительные: от 300 до 2.000 долларов США. И в определённой степени хоть и косвенно, подобная плата служит и целям повышения уровня квалификации и престижа специалиста.
Очевидно, что такое решение потребует внесения соответствующих изменений в законодательство и принятия соответствующих федеральных законов. Но в противном случае, если всё останется как и нынче, есть риск провалить проведение реформы саморегулирования. И, кроме того, как следствие, провиснуть и в более глубоких вопросах, связанных с реформированием всей отрасли в целом.