Строительство, ремонт, коммуникации, интерьер

Ампутация не поможет. Как 372-ФЗ помог «безлюдным фирмам» потеснить реальных строителей

Одной из ключевых тем, которые неожиданно оказались центральными в повестке строительных саморегуляторов, стали «безлюдные» строительные компании. Наш добровольный эксперт из Новосибирска предлагает взглянуть на это явление и породившие его процессы изнутри.

***

Как известно, после резкого сокращения численности компаний, охваченных системой строительного саморегулирования, в России наметился стабильный рост количества членов СРО. Согласно известному графику, подготовленному департаментом реестра НОСТРОЙ, данная цифра, превышавшая 126 тысяч юрлиц и ИП в марте 2016 года, упала до исторического минимума на начало 2018 года до 83,5 тысячи. Дальше весь 2018-й численность плавно прирастала, примерно по 3% – 4% ежемесячно, и сегодня в строительных СРО состоит порядка 89 тысяч членов.

Это можно оценивать, как признак того, что строительный комплекс пережил последствия непростой реформы и начал приспосабливаться к новым правилам игры. В то же время положительная динамика настроила на оптимистический лад Дирекцию Национального объединения строителей. Возникла идея решить множество острых проблем, дополнительно отрезав от системы саморегулирования большое количество нынешних членов.

Таким образом, по мнению авторов инициативы, сразу снимается куст неприятных вопросов, связанных с наполняемостью НРС и качеством включённых туда персоналий. Прекращается торговля специалистами. Повышается престиж членства в СРО и уменьшаются риски срыва договорных обязательств. Действительно, кому срывать, если в наших рядах останутся только серьёзные и хорошо зарекомендовавшие себя строительные компании?

Курс на санацию реестра был озвучен исполнительным директором Виктором Прядеиным ещё 28 сентября в Санкт-Петербурге в ходе пленарного заседания IX Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство». Именно тогда прозвучала фраза о том, что «если СРО не работает со своими специалистами, то это проблема СРО», а также была представлена сама концепция избавления от «случайных попутчиков». Напомню, что, по классификации Виктора Васильевича, таковых можно разбить на две категории. Во-первых, это бывшие субподрядчики, которые остались в СРО по инерции, а во-вторых, сомнительные организации, в штате которых числится один директор.

Неделей позже департамент НОСТРОЙ по информационным технологиям и анализу данных опубликовал доклад, содержащий конкретные цифры и критерии. В своей работе аналитики отдела руководствовались данными Единого реестра СРО, информационной базой Федеральной налоговой службы (ФНС) по численности и доходам юридических лиц и Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

Результат этих расчётов известен: 15.225 юридических лиц (ИП в статистику не попали) могут с высокой степенью вероятности классифицированы как «номинальные члены СРО». Были названы три признака, которые, по мнению авторов доклада, должны вызывать подозрения:

1. Организация имеет менее 2-х работников;
2. Предоставила «нулевую» отчётность в ФНС;
3. Представила отчётность по доходам, суммарно не превышающим 3 миллиона рублей в год.

И предложены практические шаги – СРО должны в приоритетном порядке проверить эти фирмы на соответствие требованиям законодательства. Списки с указанием адресов и ИНН будут разосланы в сами партнёрства и по округам для контроля.

Саморегуляторы восприняли предложение с ожидаемым протестом, приводя свои контраргументы.

Во-первых, непонятно, на каком юридическом основании проводить такие внеплановые проверки? Проверка налоговой отчётности относится к функциям ФНС, а борьбой с фиктивной предпринимательской деятельностью должны заниматься силовые структуры.

Во-вторых, сами критерии были названы сомнительными. Что противозаконного в том, что субподрядчик состоит в СРО «по инерции», предполагая, что рано или поздно сможет поучаствовать в конкурсах, не внося заново компенсационный фонд? Если в документах не содержится никаких замечаний, то и СРО не имеет оснований для каких-либо санкций в отношении такого члена.
Инициаторы проверок и предстоящей санации объясняют недовольство саморегуляторов нежеланием терять кормовую базу и продолжают настаивать на своём.

Однако настоящая проблема коренится не в противоречии между интересами Дирекции НОСТРОЙ, СРО и строителей. Корень зла заключается в полусырых нормах 372-ФЗ, который был разработан под эгидой экс-замминистра Хамита Мавлиярова. Этот федеральный закон, вред которого очень трудно смягчить за счёт косметических правок, и сталкивает до сих пор лбами всех участников строительного саморегулирования.

Закон не учитывает реальные интересы заказчиков и подрядчиков, их объёмы работ и требования, а предъявляет ряд формальных требований, которые обязаны выполнить строители. В требованиях указано, что нужно иметь двух специалистов НРС? Отлично, подрисуем стаж двум работающим специалистам. Нужно, чтобы они работали у организации – члена СРО? Да без проблем, судя по последней записи, работают. Однако брать их в штат, платить налоги и зарплату только ради членства в СРО – дорого и неэффективно. Таким образом, законодатель сам толкает строительные компании на подтасовки и манипуляции с документами. Растёт и ширится липовый реестр, который никто не верифицирует, в котором со временем к виртуальным специалистам только добавляются мёртвые души.

При этом основная задача, ради которой всё и затевалась, так и остаётся нерешённой. А пытались таким образом, напомню, навести порядок в закупках, поставив преграду на пути недобросовестных подрядчиков. В итоге последние оперативно приспособились к новым условиям работы. Безлюдные фирмы, обвешанные большей частью фальшивыми, нежели настоящими свидетельствами НРС, выигрывают торги, а выполняют работу всё те же ломовые лошади – субподрядчики, которые зачастую не смогли проявить хватку и «нарисовать» себе двух спецов.

Теперь в качестве лечения саморегуляторам предлагают ампутацию. Затронуть эта процедура должна примерно шестую части от всех строительных компаний, входящих в СРО. Даст ли она положительный эффект? Энергичные руководители безлюдных фирм без проблем представят все необходимые документы, в крайнем случае, никто мешает взять в штат двух специалистов на время проверки. И даже если намеченная большая чистка рядов пройдёт, те же организации снова пойдут в СРО, демпингуя настоящих строителей. И процесс этот будет продолжаться непрерывно, благодаря чудовищным нормам 372-ФЗ!

ОТ РЕДАКЦИИ. А мы традиционно приглашаем читателей и представителей СРО-сообщества к дискуссии на форуме по этой, как нельзя более актуальной теме!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

 

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Технический надзор за строительством: важность, обязанности и этапы
Технический надзор за строительством является одной из ключевых составляющих успешного завершения строительного проекта. В условиях современных требований к качеству и безопасности возводимых объектов, качественный контроль на каждом этапе строительства имеет большое значение. Технический надзор за строительством представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на обеспечение соответствия выполнения строительных работ утвержденным проектным решениям, требованиям нормативных документов и стандартов, а также условиям, предусмотренным д...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
25%
Нет, но хочу построить
63%
Нет
13%
Всего голосов: 8