Вы здесь
Мы уже сообщали, что Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму подготовленный Минстроем законопроект, который предусматривает введение саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. При этом отмечается, что часть представителей негосэкспертизы весьма критично оценивают потенциальные изменения. В большей степени это, конечно, касается руководящего состава и прочих «бигбоссов» из этой сферы.
Одним из ярых оппонентов реформирования выступает нынешний президент Национального объединения организаций экспертизы в строительстве (НОЭКС) Шота Гордезиани. Наши коллеги с портала ЕРЗ представили его позицию.
По мнению господина Гордезиани, включение саморегулируемых организаций органов экспертизы в состав Национального объединения изыскателей и проектировщиков неизбежно порождает конфликт интересов. Поскольку НОПРИЗ, с одной стороны, теперь должен будет защищать права и интересы изготовителей проектной продукции, а с другой – тех, кто даёт оценку качества этой проектной продукции, то есть органов экспертизы.
Шота Михайлович убеждён, тезис о том, что включение в состав НОПРИЗ СРО экспертных организаций позволит им вырабатывать общую консолидированную позицию совместно с проектировщиками, далёк от реальности. Ведь экспертиза по определению заинтересована в ужесточении требований к проектной организации, к качеству проектной документации.
«Поэтому уважающие себя эксперты всегда будут требовать качества, а проектировщики – наоборот, выступать за смягчение требований, предъявляемых к проектной экспертизе. А учитывая тот факт, что СРО проектировщиков в НОПРИЗ гораздо больше, чем СРО экспертов, легко можно понять, что решения экспертных организаций будут блокироваться представителями «проектного большинства», – прогнозирует президент НОЭКС.
Он также выразил опасение, что предусмотренное законопроектом для создания СРО количество юридических лиц в размере 25-ти приведёт к распылению органов негосударственной экспертизы, ослаблению связей между ними и затруднению контроля их деятельности. 25 организаций физически не способны выполнять абсолютно все обязанности, возлагаемые на СРО.
Кроме того, по словам господина Гордезиани, есть и другие замечания, касающиеся организации проведения экспертизы. Например, при подготовке документа не была учтена специфика работы организации негосударственной экспертизы. В частности, тот факт, что она должна работать по тем же методическим документам, что и госэкспертиза, а выдаваемые ею заключения должны быть абсолютно идентичны тем, что выдаёт экспертиза государственная. Иными словами, негосударственная экспертиза работает не в отрыве от госэкспертизы, а в тесном контакте с нею. Поэтому разрабатывать стандарты на организацию и проведение экспертизы, на форму и состав заключения и прочее – всё это должно централизованно делать Правительство РФ.
«Общий вывод таков. На мой взгляд, внесённый законопроект ухудшает условия деятельности организаций негосударственной экспертизы, не направлен на совершенствование их работы, не позволяет повысить ответственность этих организаций за результаты своей деятельности. Ликвидируется достигнутая в последние годы относительная независимость экспертных организаций от проектных, и диктат проектировщиков по отношению к экспертам обязательно проявится. А это приведёт к понижению качества проектной документации, что в свою очередь поставит под угрозу безопасность объектов капитального строительства», – заявил Шота Гордезиани.
ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, господин Гордезиани свою точку зрения высказал. Теперь Ваша очередь, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования. Ждём на нашей дискуссионной площадке Ваших комментариев!
Ваш ЗаНоСтрой.РФ