Строительство, ремонт, коммуникации, интерьер

Шпаргалка от Минстроя: как помешать строителям вернуть средства компфонда исключённой СРО

На официальном сайте НОСТРОЙ появились разъяснения по поводу возврата средств компенсационного фонда членам СРО, исключённых из Госреестра. Национальное объединение ссылается на письмо Минстроя России от 4 августа 2017 года № 27783-ХМ/02. Подробнее ознакомиться с этим важным документом предлагает наш добровольный эксперт из Воронежа.

***

Практически еженедельно пресс-служба Нацобъединения сообщает о том, как исключённые из Единого реестра СРО законопослушно перечисляют в НОСТРОЙ остатки своих компенсационных фондов. Конечно, об исторических максимумах речи не идёт и, тем не менее, часто, речь идёт о немалых суммах, которых вполне хватило бы членам партнёрства для покрытия части, а то и всего взноса в компфонд новой СРО. Однако дальнейшая судьба этих средств покрыта мраком.

Не случайно всё чаще истребуя через суд свои деньги строители в число ответчиков вписывают не только бывшую СРО, но и Национальное объединение. Высказывалось даже мнение, что НОСТРОЙ буквально потонет в такого рода исках, в виду огромного числа лишившихся взносов в компфонд строителей.

Но так ли это? Ответ Минстроя, по сути дела, является шпаргалкой для Аппарата Нацобъединения – как давать от ворот поворот назойливым ходокам.

1. Первый же ответ подсказывает, как взнос в 300 тысяч рублей можно посчитать, как взнос в 100 тысяч.
Вопрос: «В Ассоциацию по её требованию поступили денежные средства компенсационного фонда возмещения вреда исключённой СРО. В заявлении о перечислении средств КФ исключённой СРО индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, ранее внесшие в КФ исключённой СРО взнос в размере 300 тысяч рублей, просят осуществить перечисление указанной суммы в КФ ВВ действующей СРО в размере 100 тысяч рублей и в КФ ОДО действующей СРО в размере 200 тысяч рублей, прикладывая документы, подтверждающие выбор соответствующих уровней ответственности действующей СРО.
В случае, если Ассоциация осуществит перечисление по указанному выше заявлению только 100 тысяч рублей в КФ ВВ действующей СРО, вправе ли такие лица, впоследствии повысив уровень ответственности и уплатив соответствующий взнос в КФ ВВ действующей СРО, повторно обратиться в Ассоциацию с заявлением о перечислении средств КФ исключенной СРО в КФ ВВ действующей СРО в размере 200 тысяч рублей (фактически, в пределах разницы между ранее уплаченным взносом в КФ исключённой СРО и перечисленными Ассоциацией по первому заявлению средствами)?».

Ответ: «Зачисленные на счёт Национального объединения средства компенсационного фонда исключённой саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года, по заявлениям членов такой организации могут быть перечислены как в компенсационный фонд возмещения вреда, так и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств действующей СРО.

В случае зачисления на счет Национального объединения средств КФ ВВ или КФ ОДО исключённой СРО, такие средства могут быть перечислены только в соответствующий КФ действующей СРО.

Кроме того, согласно пункту 19 Порядка после перечисления Национальным объединением средств КФ СРО по заявлениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей повторное обращение с заявлениями не допускается.

Таким образом, Кодексом не предусмотрено право индивидуального предпринимателя, юридического лица, по заявлению которого Национальным объединением уже перечислены средства КФ ВВ исключённой СРО в размере уплачиваемого взноса в соответствующий КФ при приёме его в действующую СРО, на перечисление неиспользованной части таких средств при повышении им уровня ответственности по обязательствам».

2. Разветвление одного компфонда на два – ВВ и ОДО тоже может стать препятствием для перечисления денег строителям. При том, что, когда большинство нынешних членов СРО вступали в партнёрства, они пополняли только один-единственный компфонд. Эта ситуация прекрасно проиллюстрирована на примере членов экс-СРО «ПГС».

Вопрос: «В Ассоциацию от НП СРО «ГПС» поступили средства КФ ВВ в размере 560 000 рублей 00 копеек и средства КФ ОДО в размере 5 200 000 рублей 00 копеек. Целевое назначение поступивших денежных средств указано кредитной организацией в соответствующих платёжных поручениях. Поскольку Ассоциация осуществляет перечисления по заявлениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере уплаченного такими лицами взноса в компенсационный фонд исключенной СРО, но не более суммы взноса, уплачиваемого в компенсационный фонд действующей СРО, члены исключённой СРО, уплатившие ранее 300 000 рублей, заявляют о перечислении 100 000 рублей в КФ ВВ, 200 000 рублей – в КФ ОДО.

В случае удовлетворения Ассоциацией требований членов НП СРО «ГПС» по 5-ти поданным ими заявлениям средства КФ ВВ НП СРО «ГПС» будут исчерпаны. При этом размер КФ ОДО НП СРО «ГПС», зачисленного на специальный банковский счёт Ассоциации, будет позволять осуществление перечислений в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств действующих СРО. Каков порядок действий Ассоциации в указанном выше случае с учётом целевого назначения поступивших в Ассоциацию денежных средств?

Вправе ли Ассоциация удовлетворять требования последующих заявителей – членов НП СРО «ГПС» за счёт средств КФ ОДО указанной саморегулируемой организации, зачисленных на специальный банковский счёт Ассоциации? И если нет, то вправе ли Ассоциация в таком случае отказать заявителю, требующему перечисления средств в фонд возмещения вреда действующей саморегулируемой организации?».

Ответ: «В соответствии с частью 15 статьи 55.16 и частью 2 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) Национальным объединением саморегулируемых организаций (далее Национальное объединение) специальные банковские счета открываются отдельно для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из Государственного реестра саморегулируемых организаций (далее исключённая саморегулируемая организация).
На основании части 16 статьи 55.16 Кодекса и пункта 14 Порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из Государственного реестра саморегулируемых организаций, утверждённого приказом Минстроя России от 8 сентября 2015 года № 643/пр (далее Порядок) установлена обязанность Национального объединения по заявлениям членов исключённой саморегулируемой организации перечислить поступившие на его счёт средства компенсационного фонда исключённой саморегулируемой организации. Кроме того, в соответствии с пунктом 17 Порядка перечисление зачисленных на счёт Национального объединения средств компенсационного фонда исключённой саморегулируемой организации осуществляется по заявлениям юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере уплаченного такими лицами взноса в компенсационный фонд исключённой саморегулируемой организации, но не более суммы взноса, уплачиваемого в компенсационный фонд действующей саморегулируемой организации.

При этом пунктом 15 Порядка предусмотрено только два основания для отказа в таком перечислении; непоступление на счёт Национального объединения средств компенсационного фонда исключённой саморегулируемой организации и отсутствие сведений о заявителе в реестре членов саморегулируемой организации или Едином реестре членов саморегулируемых организаций. С учётом изложенного, перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда или компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств исключённой саморегулируемой организации может быть осуществлено Национальным объединением в размере внесённого заявителем взноса в соответствующий компенсационный фонд исключенной саморегулируемой организации, но не более соответствующего взноса, уплачиваемого в компенсационный фонд действующей саморегулируемой организации. Перераспределение Национальным объединением средств компенсационных фондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств исключённой саморегулируемой организации Кодексом не предусмотрено».

3. Дополнительная путаница возникает в том случае, если члены исключённой СРО успели перейти в региональное партнёрство, но так и не дождались перевода средств компфонда.

Вопрос: «Юридическое лицо подало в СРО уведомление о добровольном прекращении членства с последующим переходом в региональную СРО, предусмотренное пунктом 1 части 5 статьи 33 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». После вступления в члены региональной СРО юридическое лицо направило в прежнюю СРО в порядке части 13 статьи 33 указанного Федерального закона заявление о перечислении ранее внесённого взноса в компенсационный фонд, однако прежняя СРО не перечислила взнос в компенсационный фонд. Затем сведения о ней исключаются из Государственного реестра СРО. В этом случае вправе ли юридическое лицо, которое в силу закона было вынуждено прекратить членство в исключенной СРО, обратиться в Ассоциацию с заявлением в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России от 8 сентября 2015 года № 643/пр?».

Ответ: «В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Национальное объединение саморегулируемых организаций в силу части 14 статьи 55.16 ГрК РФ несёт ответственность по обязательствам исключённой саморегулируемой организации в пределах поступивших на её счет средств компенсационных фондов такой саморегулируемой организации. В соответствии с частью 16 статьи 55.16 ГрК РФ право на обращение в Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда исключённой саморегулируемой организации имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являлись членами такой саморегулируемой организации. По общему правилу части 5 статьи 55.7 ГрК РФ лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 191-ФЗ). Частями 13-13.3 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ предусмотрено право юридического лица, индивидуального предпринимателя на перевод внесённого им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации при переходе в региональную саморегулируемую организацию. Из совокупности указанных норм следует, что члены исключённой саморегулируемой организации, перешедшие до момента утраты ею статуса саморегулируемой организации в региональную саморегулируемую организацию, и по заявлениям которых не был перечислен внесённый ими взнос в компенсационный фонд исключённой саморегулируемой организации, вправе обратиться в Национальное объединение саморегулируемых организаций в соответствии с пунктом 11 Порядка. При этом Национальному объединению саморегулируемых организаций в срок, определённый пунктом 14 Порядка, необходимо установить факт неисполнения или исполнения не в полном объёме указанных обязанностей исключённой саморегулируемой организацией».

4. Не стоит забывать и о чисто процессуальных барьерах, связанных со сроками, запутанным оформлением документов и тому подобными вещами.

Вопрос: «Подлежит ли удовлетворению требование заявителя в случае несоответствия его заявления требованиям, указанным в пунктах 11 – 13 Порядка? Или Ассоциации надлежит отказать такому заявителю с указанием на необходимость устранить имеющиеся несоответствия: приложить оригинал выписки, предоставить документы, позволяющие определить сумму взноса, уплачиваемого в компенсационный фонд действующей СРО и так далее?».

Ответ: «В случае несоответствия заявлений о перечислении средств компенсационного фонда требованиям, установленным пунктами 12 13 Порядка, такие заявления не подлежат удовлетворению, о чём заявитель должен быть проинформирован Национальным объединением саморегулируемых организаций».

Вопрос: «Следует ли учитывать при удовлетворении требований о перечислении средств заявления, поступившие в Ассоциацию 15 марта 2017 года, по которым Ассоциацией в этот же день направлен отказ на основании пункта 15 Порядка, при условии поступления средств компенсационного фонда исключенной СРО на счёт Ассоциации также 15 марта 2017 года, но за пределами банковского дня?».

Ответ: «Решения об отказе в перечислении средств компенсационного фонда исключённой саморегулируемой организации принимаются Национальным объединением саморегулируемых организаций в соответствии с пунктами 12 и 15 Порядка. Согласно пункта 1 статьи 194 ГК РФ если действие совершается в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. В связи с чем, зачисление средств компенсационного фонда исключённой саморегулируемой организации на счёт Национального объединения саморегулируемой организации после окончания рабочего дня, в котором принято решение об отказе в перечислении таких средств, не является основанием для его отмены. Стоит отметить, что пунктом 16 Порядка предусмотрено право юридического лица, индивидуального предпринимателя, которому отказано в перечислении средств компенсационного фонда исключённой саморегулируемой организации, на повторное обращение в Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении таких средств».

ОТ РЕДАКЦИИ. Что же, процедура возврата строителями своих кровных – вещь далеко не тривиальная. И даже если СРО перечислила средства компфонда на счета НОСТРОЙ, это ещё не означает, что до строителей они дойдут быстро и в полном объёме. А что по этому поводу думаете Вы, уважаемые читатели и специалисты строительного саморегулирования?

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

Письмо заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Мавлиярова Х. Д. президенту НОСТРОЙ Молчанову А. Ю.

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Межкомнатные двери
Современные межкомнатные двери выполняют не только функцию разделения внутреннего пространства помещения, одновременно они являются важным декоративным элементом интерьера, который должен подчеркивать стилевое направление дизайна. К тому же, двери должны обладать определенными эксплуатационными характеристиками, в частности, обеспечивать требуемый уровень звукоизоляции, регулировать степень проникновения светового потока, а при необходимости — препятствовать возникновению сквозняков и потерям тепла. Поэтому к выбору конструкции двери, материала...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
25%
Нет, но хочу построить
63%
Нет
13%
Всего голосов: 8