Вы здесь
Любопытная складывается картина в сфере техрегулирования. После того, как прагматичный НОСТРОЙ в версии 3.0 отказался от финансирования деятельности ТК 400 «Производство работ в строительстве», стандартизаторы недолго лили слёзы. Уже в начале этого года Росстандарт издал знаменитый Приказ № 347 от 20 февраля 2018 года о передаче функций по ведению дел секретариата ТК 400 «Производство работ в строительстве АО «ЦМНС». На это обратил внимание наш добровольный эксперт из Северной столицы, которому мы и передаём слово.
***
На состоявшемся в конце мая заседании Научно-технического совета АО «Центра методологии нормирования в строительстве» (читаем правильно – структуры Минстроя России, курируемой замминистра Хамитом Мавлияровым) его члены практически единогласно посчитали целесообразным включить в Программу национальной стандартизации РФ на 2019 год разработку (пересмотр) первого пакета стандартов в количестве 17-ти штук, которые связаны с процессами работ. Таким образом, по сути, документально закреплена передача флага техрегулирования в руки профильного органа исполнительной власти.
В связи с этим возникает резонный вопрос. А как же СТО НОСТРОЙ на процессы работ? Ведь однозначно приоритет межгосударственных и ГОСТэРовских стандартов выше.
Понятно, что Нацобъединение предпочитает не замечать (по крайней мере, официально) начавшейся на базе минстроевской структуры возни и шебуршания бумажками. Мол, у них своё, а у нас своё, и то с другим не пересекается. И с июня 2019 года СТО НОСТРОЙ предстоит стать обязательными для всех членов саморегулируемых организаций.
А между тем, напрашивается чисто гипотетический вопрос: а если вдруг (не дай Бог, конечно) содержание стандартов ГОСТ Р и СТО НОСТРОЙ войдёт во внутренние противоречия друг с другом? Неким таинственным образом циферки не совпадут или очередность процессов нарушится.
Нормативы ГОСТ Р являются обязательными к применению и носят характер закона. В то же время и СТО НОСТРОЙ будут обязательными, но лишь для членов СРО. Естественно, строитель будет производить и сдавать работы в соответствии с ГОСТ Р (и именно отсылки к ГОСТ Р будут присутствовать в технической документации). И СТО НОСТРОЙ на процессы работ будут пылиться на полочке в ПТО, дожидаясь лишь СРО-контролёров.
Конечно же, в ближайшее время вероятность расхождения между СТО НОСТРОЙ и ГОСТ Р стремится к «нулю». Ведь писали СТО НОСТРОЙ и будут писать ГОСТэРы одни и те же люди – и узок их круг. Но это всё до поры. Меняются материалы, меняются подходы к их применению. К тому же, в отличии от Нацобъединения, у Минстроя есть колоссальный бюджет и ТК 400, который, по идее, отвечает за актуализацию своих стандартов. А вот у Национального объединения не осталось ничего – ни ТК, ни желания участвовать в финансировании. И потому неизбежно, что в среднесрочной перспективе СТО НОСТРОЙ на процессы работ неизбежно станут анахронизмом и грудой бумажного хлама, на который в свою очередь потратили чуть ли не пару миллиардов рублей.
Так стоит ли «городить огород» с внедрением обязательного применения СТО НОСТРОЙ на процессы работ в 2019 году, если очевидно, что никакой практической пользы это ни Нацобъединению, ни членам СРО не принесёт?! При этом вероятность имиджевых потерь для НОСТРОЙ весьма высока.
Денег, потраченных в своё время на разработку, уже не вернуть. Но и пытаться «втюхать» «лежалый» товар членам СРО, которых ни много, ни мало, а почти 90 тысяч, – тоже не слишком-то хорошая идея.
Заслуга НОСТРОЙ состоит в том, что именно он подхватил, раскрутил и поднял на федеральный уровень саму идею. Без Нацобъединения, без его усилий она вряд ли бы стала такой привлекательной…
ОТ РЕДАКЦИИ. Такова точка зрения нашего внештатного автора. Теперь Ваша очередь высказывать свои мнения, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования! Ждём, очень ждём на нашем форуме Ваших комментариев!
Ваш ЗаНоСтрой.РФ