Вы здесь
Пожалуй, нет больше в сфере координат НОСТРОЙ направления, которое столь же часто за короткое время подвергалось бы систематическим изменениям, как Национальный реестр специалистов. В этом уверен наш добровольный эксперт из Ленинградской области, которому мы и уступаем место на народной трибуне.
***
Скоропалительность внедрения НРС и размытость формулировок Градостроительного кодекса потребовали воистину титанических усилий и от профильного министерства, и от Нацобъединения для того, чтобы реестр хоть как-то заработал. Но и в процессе работы выявлялись многочисленные огрехи, а также вольные или невольные нарушения требований законодательства, которые приходилось в авральном порядке исправлять и дополнять.
Но очевидно для всех, что ресурс изменений в рамках нормативно-правовых актов Минстроя и Регламента ведения Нацреестра к концу 2017-го себя полностью выработал. И настала очередь более глобальных изменений.
К предстоящему Съезду НОСТРОЙ для утверждения делегатам представлено 6 поправок в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса, касающуюся специалистов по организации строительства инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Все они касаются или уточнения требований Градкодекса в отношении мигрантов и судимых, и/или имеют своей целью дать Нацобъединениям инструмент и закреплённые законом основания для последующего исключения из Нацреестров тех, кто в результате недостаточного контроля со стороны специалистов исхитрился-таки на начальном этапе пролезть в ряды добросовестных специалистов.
К сожалению, наиболее ожидаемые поправки, связанные со снижением общего трудового стажа с 10 до 5 лет, остались за бортом. Хотя практически на всех уже прошедших Окружных конференциях о необходимости скорейшего их принятия единодушно высказывались практически все участники. Впрочем, ещё не вечер, и возможно, за оставшиеся три недели до Съезда поправки, связанные с сокращением для специалистов, включённых в НРС, найдут ещё своё отражение в сводной таблице.
Однако самым значимым изменением с далеко идущими последствиями можно смело назвать включение пункта 4.1 в часть 8 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса:
«Дополнить часть 8 статьи 55.5-1 пунктом 4.1 следующего содержания:
«4.1) отсутствия у такого физического лица свидетельства о квалификации, полученного по итогам прохождения независимой оценки квалификации в срок не ранее одного года до даты подачи заявления, указанного в части 6 настоящей статьи, в случае наличия в отношении такого физического лица решений об исключении сведений о нём из Национального реестра специалистов по указанным в пунктах 3 – 5, 8 части 9 настоящей статьи основаниям…».
По мнению юристов, предложивших эту норму для внесения в Градостроительный кодекс, «поправка направлена на повышение мотивации специалистов к соблюдению требований безопасного выполнения работ, а также даст возможность не допускать к организации строительства лиц, виновных в несчастных случаях при строительстве, до того момента, пока они не подтвердят наличие необходимых знаний и умений путём прохождения независимой оценки квалификации. Порядок прохождения независимой оценки квалификации установлен Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Получается, что свеженький с пылу с жару успешно сданный экзамен в ЦОК (от 20.000 рублей), о котором писал ЗаНоСтрой.РФ, является своего рода индульгенцией, отпускающей вольные и/или невольные грехи организатору строительного производства – неважно наличие ли это непогашенной судимости или более раннее исключение его из НРС. Такой вот животворящий экзамен.
Поэтому неудивительно будет если в финальной версии таблицы поправок в Градкодекс вдруг появится норма, допускающая снижение общего стажа в строительстве до 5-ти лет только для тех специалистов, которые прошли независимую оценку квалификации.
Спору нет, сложно, конечно, оценивать реальный потенциал организаторов строительного производства по одним лишь дипломам, УПКашкам и наличию записей в трудовых. Но и «мотивировать» всю отрасль на использование, по сути, очень сырой непроработанной и пока не доказавшей свою эффективность системы Центров оценки квалификации, которые ещё даже толком и не созданы и уж тем более и не обкатаны, – тоже не годится.
И вольно или невольно на ум приходят мысли, а не стоит ли за этим нечто большее, чем простая наивность и отсутствие здравого смысла?! Не имели ли в виду те, кто придумал такую мотивацию для специалиста НРС, в очередной, уже который по счёту раз обобрать строителя?
Сводная таблица поправок в Градостроительный кодекс, связанная с ведением НРС
3. Ведение НРС
Пункт 5 части 6 статьи 55.5-1 ГрК РФ:
5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).
Пункт 5 части 6 статьи 55.5-1 ГрК РФ изложить в новой редакции:
«5) наличие документа, подтверждающего право иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации такой документ не требуется».
Часть 6 статьи 55.5-1 ГрК РФ устанавливает состав сведений, подлежащих внесению в НРС. Для иностранных граждан указано разрешение на работу. Таким образом, из сферы правового регулирования выпадают иностранные граждане, которые работают на основании патента, и иностранные граждане, трудовая деятельность которых на территории Российской Федерации не требует получения специального разрешения. В частности, частью 4 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены случаи, когда получения разрешения на работу или патента для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется. Статья 97 Договора о ЕАЭС, которая регулирует трудовую деятельность трудящихся государств – членов, устанавливает, что трудящимся государств – членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Пункт 3 части 8 статьи 55.5-1 ГрК РФ:
«3) наличия у такого физического лица непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления».
Изложить пункт 3 части 8 статьи 55.5-1 ГрК РФ в следующей редакции:
«3) наличия у такого физического лица непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, предусмотренного статьями… Уголовного кодекса Российской Федерации».
Совершение умышленного преступления не всегда связано со строительной деятельностью и не учитывает негативных последствий совершения преступления по неосторожности. Представляется более целесообразным установить иной критерий, препятствующий включению в НРС, – судимость за совершение преступления (в том числе по неосторожности), связанного с выполнением работ по строительству, учитывать специфику именно строительной деятельности.
Пункт 4.1 части 8 статьи 55.5-1 ГрК РФ:
отсутствует.
Дополнить часть 8 статьи 55.5-1 пунктом 4.1 следующего содержания:
«4.1) отсутствия у такого физического лица свидетельства о квалификации, полученного по итогам прохождения независимой оценки квалификации в срок не ранее одного года до даты подачи заявления, указанного в части 6 настоящей статьи, в случае наличия в отношении такого физического лица решений об исключении сведений о нём из Национального реестра специалистов по указанным в пунктах 3 – 5, 8 части 9 настоящей статьи основаниям».
Поправка направлена на повышение мотивации специалистов к соблюдению требований безопасного выполнения работ, а также даст возможность не допускать к организации строительства лиц, виновных в несчастных случаях при строительстве, до того момента, пока они не подтвердят наличие необходимых знаний и умений путём прохождения независимой оценки квалификации. Порядок прохождения независимой оценки квалификации установлен Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Пункт 6 части 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ:
«6) по истечении у иностранного гражданина срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации и срока действия разрешения на работу».
Пункт 6 части 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ изложить в новой редакции:
«6) по истечении у иностранного гражданина срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации и срока действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации такой документ не требуется».
Поправка обеспечивает координацию норм с поправкой № 15.
Пункт 7 части 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ:
отсутствует.
Дополнить часть 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ пунктом 7 следующего содержания:
«7) в случае выявления факта представления документов, содержащих недостоверные сведения».
Часть 9 статьи 55.5-1 устанавливает основания исключения сведений о специалисте из Национального реестра. Предлагается наделить Национальные объединения правом по итогам проверки представленных документов исключать из реестра сведения о специалисте, а не только отказывать во внесении таких сведений в реестр.
Пункт 8 части 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ:
отсутствует.
Дополнить часть 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ пунктом 8 следующего содержания:
«8) если в Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида поступили сведения об осуждении такого физического лица за совершение умышленного преступления или наличии у такого физического лица непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления предусмотренного статьями… Уголовного кодекса Российской Федерации».
Часть 9 статьи 55.5-1 устанавливает основания исключения сведений о специалисте из Национального реестра. Предлагается наделить Национальные объединения правом на основании полученных сведений исключать из реестра сведения о специалисте в случае его осуждения либо наличия непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления, связанного со строительством (в этой части коррелируется с предлагаемой поправкой № 16).