Вы здесь
Уже более полугода саморегулируемые организации обсуждают проекты СТО НОСТРОЙ деятельности СРО. Дискутировать на тему, хорошие они или плохие – не задача сегодняшнего дня. Несомненно, есть в них и положительные моменты, которые не раз отмечали в своих статьях эксперты ЗаНоСтрой.РФ и в комментариях участники сайта. Вот и очередной наш добровольный эксперт из Московской области предложил разобраться в том, какими же должны быть эти проекты СТО НОСТРОЙ деятельности СРО: добровольными или обязательными?
***
Национальное объединение строителей предлагает их сделать обязательными для применения всеми СРО, хотя, справедливости ради, надо заметить – сделать с отдельными послаблениями. Что это за послабления? Заглянем на официальный сайт НОСТРОЙ в раздел «Стандарты деятельности СРО», и получим ответ на этот вопрос:
- Требования о наличии во внутренних документах положений, регулирующих аспекты деятельности СРО, которые вытекают из норм закона, но напрямую им не урегулированы. Саморегулируемым организациям в таких случаях предлагается либо использовать в своих документах нормы стандарта, либо самостоятельно определить содержание таких положений («условно-обязательные») (выделение жёлтым цветом);
- Рекомендательные нормы, которые могут включаться или не включаться во внутренние документы СРО по своему усмотрению (выделение зелёным цветом).
Несмотря на разъяснения исполнительного директора Нацобъединения Виктора Прядеина о разделении норм проектов СТО НОСТРОЙ деятельности СРО на обязательные, условно-обязательные и рекомендательные, статус этих стандартов не меняется.
Что же всё-таки это такое – стандарты НОСТРОЙ деятельности СРО? Это, в первую очередь, методические документы по правильному соблюдению саморегулируемыми норм, предписываемых законодательством Российской Федерации, а, в частности, Градостроительным кодексом и Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и другими нормативными актами.
В последние два года Национальным объединением строителей практически вся методическая работа по обеспечению законной деятельности СРО сведена на нет. Это мы с вами видим в отсутствии проведения обучающих семинаров для работников саморегулируемых организаций (специалистов контрольного органа, юристов и так далее). Нет также ни на сайте НОСТРОЙ, ни в отдельных сборниках, которые раньше выпускало Нацобъединение, ответов на вопросы, часто возникающие в деятельности СРО. Куда всё это пропало, а главное – почему? Ответ очень простой. НОСТРОЙ сокращает финансирование ряда программ, а также часть средств была направлена на разработку проектов СТО деятельности СРО.
При таком подходе вопросов, которые возникают в деятельности саморегулируемых организаций, меньше не становится. Ответов на них не даёт ни Минстрой России, ни Ростехнадзор, и тем более НОСТРОЙ. Не видно их решения и в проектах СТО деятельности СРО. Мне, как специалисту СРО, очень бы хотелось получить ответы на многие вопросы в указанных проектах.
При таком подходе введение СТО НОСТРОЙ деятельности СРО в качестве обязательных или, как предлагается, разделённых (об этом, кстати, писал уже мой коллега) на три категории (обязательные, условно-обязательные, рекомендательные) является недопустимым в сегодняшних ситуациях! И вот почему. Допустим, саморегулируемая организация примет в полном объёме предлагаемые проекты СРО в качестве своих внутренних документов. Но Ростехнадзор либо откажет во внесении их в Государственный реестр саморегулируемых организаций по причине несоответствия формулировок тем формулировкам, которые указаны в нормах федеральных законов, либо внесёт их в Госреестр, но при проведении проверок будет выявлять нарушения, зачастую непонятные саморегуляторам.
Собственно, о чём я хочу сказать. О том, что СРО останется один на один во взаимоотношениях с Ростехнадзором в случае утверждения проектов СТО НОСТРОЙ деятельности СРО. А где НОСТРОЙ будет, спросите? Ответ простой: как всегда, в стороне.
Конечно, согласовать с Ростехнадзором проекты СТО НОСТРОЙ деятельности СРО нельзя, только потому что такой функции нет у РТН, и, следовательно, всеми законными путями надзорное ведомство будет открещиваться даже от высказывания какой-либо позиции по этим стандартам. Их-то, ростехнадзоровцев понять можно: они – контрольный орган по отношению к СРО. Но что же может сделать НОСТРОЙ?
В рамках исполнения функции, предусмотренной пунктом 4 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса, – защищать интересы саморегулируемых организаций соответствующих видов. Многие из прочитавших, наверное, думают, что автор перепутал понятия по защите СРО и стандартизации её деятельности. Ан нет, давайте посмотрим на предлагаемый ниже механизм.
Итак, СТО НОСТРОЙ деятельности СРО являются добровольными для саморегулируемых организаций. То есть любая СРО вправе в своих внутренних документах отражать или не отражать предлагаемые нормы этих проектов СТО.
Для того, чтобы саморегулируемая организация была заинтересована отразить в своих внутренних документах ту или иную норму из СТО НОСТРОЙ деятельности СРО, необходимо разъяснить, какие положительные результаты для деятельности СРО принесёт включение той или иной нормы из СТО НОСТРОЙ. Положительными результатами для саморегулируемой организации могут являться: устранение конфликтов со своими членами, экономический или управленческий эффект в деятельности СРО, минимизация судебных споров и так далее, и тому подобное. Причём, разместить СТО НОСТРОЙ деятельности СРО на сайте НОСТРОЙ надо в табличной форме, где в одной из колонок должны содержаться нормы, а в другой – конкретные обоснования положительных результатов и примеры таких результатов (возможно, даже с отсылкой на судебную практику).
В приложениях к СТО НОСТРОЙ в обязательном порядке должны быть сделаны типовые унифицированные положения внутренних документов СРО, разработка и утверждение которых предписана законодательством для саморегулируемых организаций.
Обязательным моментом внедрения таких добровольных СТО НОСТРОЙ деятельности СРО должно стать проведение образовательных и разъясняющих семинаров не только для саморегуляторов, но и для специалистов Минстроя России и Ростехнадзора.
Завершающей стадией внедрения СТО НОСТРОЙ деятельности СРО, в обязательном порядке должно являться отстаивание Национальным объединением в письмах и судах интересов СРО, в случаях когда саморегулируемая организация применила в своих внутренних документах формулировки СТО НОСТРОЙ деятельности СРО, а Ростехнадзор указал это, как нарушение.
При таком внедрении СТО НОСТРОЙ деятельности СРО не страшен и мониторинг Национальным объединением работы саморегулируемых организаций, так как он должен быть направлен на защиту прав СРО и, выявляя нарушения в их деятельности, обязан предостерегать СРО перед проверками Ростехнадзора.
Так же Национальное объединение могло бы предусмотреть меры поощрения СРО, которые внедряли бы у себя СТО НОСТРОЙ деятельности СРО. Какими могли бы быть эти меры – необходимо обсуждать.
Из того, что написал, мне видится, что добровольное применение СРО стандартов деятельности СРО, разрабатываемых Национальным объединением, принесло бы только пользу СРО и самому Нацобъединению, которое бы показало реальную работу по методологии саморегулирования в строительной сфере.
Не это ли будет являться тем самым саморегулированием, которое заложено законодателем в Градостроительном кодексе РФ и ФЗ «О саморегулируемых организациях»?!
ОТ РЕДАКЦИИ. Мы благодарны нашему внештатному автору за столь обстоятельный анализ. По поводу «условно-обязательного» использования стандартов почему-то на ум приходит ассоциация с УДО (условно-досрочным освобождением)… Но может быть, у Вас, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования, совсем другие ассоциации? Мы с огромным нетерпением ждём на нашем форуме Ваших мнений!
Ваш ЗаНоСтрой.РФ