Вы здесь
Руководство Национального объединения организаций экспертизы в строительстве направило в адрес главы Минстроя России Владимира Якушева письмо, в котором была представлена Концепция реформирования института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (с документом можно ознакомиться по ссылке внизу – ред.). Отстаивая свои интересы, президент НОЭКС Шота Гордезиани камня на камне не оставил от действующей системы компенсационных фондов. На это обратил внимание наш добровольный питерский эксперт, которому мы и уступаем место н народной трибуне.
***
Компенсационные фонды, которые должны были в теории сыграть положительную роль, на практике побудили руководителей СРО вместо активной работы со своими членами сосредоточиться на финансовом моменте. То есть, на поиске надёжных банков для размещения средств, их сохранении и, в особенности, их использовании. Кроме того, система КФ не застраховала СРО от банкротства банков, в которых были размещены эти фонды, что создаёт дополнительную, независимую от саморегулируемой организации финансовую нагрузку на физические лица.
Тем самым, господин Гордезиани вынужден донести до Минстроя то, что все знают, но боятся говорить. Боятся, потому что многие зависят от министерства. А ведь именно Минстрой был инициатором нового 372-ФЗ, который как бы реформировал ситуацию, введя два компфонда вместо одного. Этим якобы планировалось снизить нагрузку на строителей, а на самом деле расходы стали ещё выше. И многие боятся сказать министерству, что этот закон нанёс вред, безосновательно изъяв дополнительные деньги у строительных организаций.
А многим и невыгодно говорить об этом. Многие сидят и паразитируют на этом. Именно о них говорит Шота Михайлович. Это – и директора саморегулируемых организаций, и банкиры. Следует сюда также добавить и Национальные объединения. Которые считают миллиарды, проценты от этих миллиардов… Не исключено, что многие получают откаты с процентов на карточку. А подчас денежные средства пропадают в банках, лишённых лицензий, и это происходит повально. Национальные объединения участвуют в гноблении СРО, которые утратили компфонды. Однако Нацобы сами теряли средства в тех же банках. В итоге они работают, как коллекторы, собирая долги.
Шота Гордезиани напоминает, что альтернативой компенсационным фондам для института негосударственной экспертизы может быть страхование ответственности юридических лиц за результаты экспертизы. При этом сохраняется возможность коллективной ответственности членов саморегулируемой организации.
А ведь когда принимался ФЗ-372, на памятном совещании в Минстрое с представителями СРО неоднократно звучал этот вопрос: не надо вводить фонд ОДО, который однозначно не сработает. Один из выступавших, исполнительный директор Общественного Совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев указывал, что институт страхования традиционно известен, работает чётко и без накладок. Надо признать, что количество выплат из страховых компаний в разы превышает выплаты из компенсационных фондов, поскольку участники рынка лучше подготовлены к этому традиционному инструменту. Так, на дату введения закона в июле 2016 года страховые выплаты составляли порядка 200 миллионов рублей, в то время как выплаты из КФ были на порядок меньше.
Симптоматично, что при страховании на членов СРО выпадает меньшая нагрузка, и вполне достаточно было бы страхование и оставить.
Далее президент НОЭКС указывает, что возможность введения системы страхования СРО вместо формирования компенсационных фондов предусмотрена пунктом а) части 1 статьи 13 Федерального закона 315-ФЗ, которая устанавливает, что саморегулируемая организация вправе применить следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов СРО:
- Создание системы личного и (или) коллективного страхования;
- Формирование компенсационного фонда.
Таким образом, господин Гордезиани подчёркивает, что все законодательные возможности имеются. И, возможно, только финансовое лобби банкиров заставляет идти путём компенсационных фондов. Иных разумных объяснений нет.
Очень важно, что вместо этих фондовых решений вполне можно перейти и к рейтингу экспертных организаций. То есть, фактически перейти к существу вопроса саморегулирования. Члены СРО должны работать друг с другом и рейтинговаться, и обеспечивать качество стандартов в своей системе. А не так, что ничего не делать, а если что – закрыть компфонд. Хотя, практика показала, что компфонды оказались нетронутыми на 99,9%
Шота Гордезиани предлагает, чтобы происходило формирование экспертных организаций. И для этого есть рыночные условия. Застройщик активно станет пользоваться услугами организации, застраховавшей свои риски на наибольшую сумму.
Шота Михайлович указывает о том, что в законопроекте неправомерно предусматривается распространение положения создания фонда договорных обязательств.
По мнению президента НОЭКС, недопустимо на негосударственную экспертизу возлагать формирование компенсационных фондов, которые себя не зарекомендовали, которые опозорили строительную сферу. Оказались не лицами, которые совершенствуют качество работы, снижают вред и травматизм, а лицами, которые собирают деньги, делят и перетягивают их у друг друга, размещают средства в банках и так далее. Тем самым, вся суть деятельности СРО свелась к коллекторско-финансовому перетягиванию фондов друг от друга.
Президент НОЭКС Шота Гордезиани хочет показать, что не стоит эту прогнившую систему, в которой заинтересованы, похоже, только отдельные участники, привносить на здоровую и перспективную систему негосударственной экспертизы!
ОТ РЕДАКЦИИ. Такая вот точка зрения. Согласны ли Вы с ней, уважаемые читатели и профессионалы СРО-сообщества? Очень надеемся найти ответ на данный вопрос на нашей дискуссионной площадке в Ваших откликах!
Ваш ЗаНоСтрой.РФ