Вы здесь
С момента вступления в силу 372-ФЗ всё большую актуальность для СРО набирает соблюдение системы контроля договорных обязательств (СКДО) своими членами. Об этом напомнил наш добровольный столичный эксперт. И подчеркнул, что неслучайно такой интерес со стороны представителей саморегулирования вызывает XII Всероссийская практическая конференция «Государственные и муниципальные закупки 2017», которая пройдёт в Москве 9 – 10 ноября этого года. Однако уступаем место на нашей народной трибуне внештатному автору.
***
В частности, в рамках пленарного заседания «Проблемы закупок в сфере строительства, капитального и текущего ремонта» внимание будет уделено и актуальным вопросам закупок и изменениям в связи с реформой саморегулирования.
Вопрос этот тем более интересный, что работы в этой связи для СРО предстоит очень много. И справятся ли они с новыми функциями контроля, сохранив при этом компфонды ОДО, – это ещё вопрос.
Согласно данным Минэкономразвития России, в 2016 году было проведено 69.500 процедур закупок (на сумму свыше 3 миллионов рублей) по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ещё 242.000 процедур (на сумму до трёх миллионов рублей) тоже так или иначе придётся учитывать. Ведь у многих членов СРО предельный объём обязательства по контрактам может быть сформирован накопительным итогом именно за счёт таких вот мини-контрактов. Контроль договорных обязательств членов СРО тем более затруднён, что саморегулируемым организациям для проверки сведений, предоставляемых членами СРО, придётся самим мониторить и исполнение по контрактам, и совокупный размер обязательств. И здесь как раз высока вероятность того, что СРО будут всегда на шаг позади своих членов, поскольку «пробить» дюжину информационных систем и такое же количество ЭТП, чтобы в реальном времени выудить сведения о своём члене, достаточно затруднительно. К тому же, к данным, содержащимся во многих из них, у СРО просто нет прав доступа. И если по 44-ФЗ ещё как-то возможно в масштабах СРО наладить получение сведений о заключённых контрактах, то с 223-ФЗ полный швах.
Помочь тут могла бы так называемая СКДО – система контроля договорных обязательств, которую в течении осени активно презентовала на всех значимых мероприятиях компания с тем же названием ООО «СКДО».
Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И хотя по итогам рассмотрения предложений ООО «СКДО» по формированию системы контроля договорных обязательств в Правительстве РФ имеется соответствующее поручение, в рамках которого была создана Рабочая группа с участием НОСТРОЙ и НОПРИЗ по реализации предложенной концепции, до практической реализации ещё далеко.
Для начала как минимум свежеиспечённая ООО «СКДО», зарегистрированная в июле этого года, должна получить для ведения своей деятельности соответствующие лицензии: ФСБ, Минкомсвязи, ФСТЭК и так далее. Процесс этот, в отличии от вступления в строительную СРО, достаточно длительный и может затянуться на долгие месяцы.
Кроме того, для создания системы, позволяющей проводить детальный анализ по каждому заключённому договору, обеспечивающей полный цикл электронного документооборота между заказчиками, генподрядчиками, субподрядчиками, контрольными органами, саморегулируемыми организациями и их членами, требуется как минимум согласование и синхронизация с информационными системами этих ведомств. Всё это потребует времени и с большой долей вероятности законодательных изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ.
И, наконец, самое главное: кто-то же должен заплатить за эту разработку ООО «СКДО». Судя по всему, тот, кто в этом системе заинтересован больше всего. А именно СРО в лице Национальных объединений. Потому как остальным министерствам и ведомствам подобная система не так уж и нужна. Каждое ведомство в рамках своих компетенций и под свои текущие задачи уже имеет свои системы, которые в рамках Единой межведомственной системы взаимодействия могут осуществлять обмен данными.
Судя по функционалу, стоимость создания подобной АИС обойдётся не меньше чем в 100 – 150 миллионов рублей. Плюс ежегодная «фикса» за сопровождение и обслуживание. Надо заметить, немалая! Сравните: на ведение относительно «простенького» Единого реестра членов СРО НОСТРОЙ в 2017 году по смете выделил 9,8 миллиона рублей (в 2016 году – 18 миллионов).
Насколько НОСТРОЙ и НОПРИЗ в условиях ожидаемого сокращения бюджетов удастся профинансировать создание такой системы и пролоббировать законодательные изменения для её внедрения – не очень понятно. Как говорится, не до жиру.
Поэтому пока СРО самим на свой страх и риск практически в «ручном режиме» придётся осуществлять контроль своих членов, параллельно повышая квалификацию в части процедур закупки. И как подчеркнул не так давно исполнительный директор Нацобъединения строителей Виктор Прядеин, необходимо проявлять большую самостоятельность в своей работе: «Саморегулируемым организациям не нужно бояться обращаться в местные органы власти и иные организации. Ведь теперь по закону СРО наделены полномочиями общественного контроля, и эти полномочия надо использовать в полной мере». Впрочем, есть ли шансы для саморегулируемых организаций в ближайший год получить долгожданный инструмент для контроля договорных обязательств или нет – будет ясно уже на декабрьском Съезде НОСТРОЙ.